Великое дело для «трудных» детей

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека», — в XIX веке утверждал известный литературный критик В.Г. Белинский. Через два века вопросы воспитания не потеряли своей актуальности. Более того, сегодня очень важно вовремя обнаружить отклонения в поведении ребенка и без какого бы то ни было насилия над личностью изменить ее ценностные ориентации. На успехи в воспитании «трудных» детей ориентирована книга «Девиантные дети», презентация которой состоялась в Центральной городской библиотеке им. Л.Н. Толстого.Встречу открыла директор Т.А. Эссин, представив авторов книги и предоставив им слово. В. Ганин, доктор исторических наук, кандидат технических наук, профессор Международного славянского университета, член Петровской академии наук и искусств, академик Международной академии социальных технологий, президент ОО «Академия народной дипломатии», имеет большой опыт работы с молодежью. Он обрисовал обстановку с преступностью в России и на Украине. И хотя книга издавалась в то время, когда Севастополь находился в правовом поле Украины, а теперь и город, и Крым перешли под юрисдикцию России, актуальности издания это не снизило: для обеих стран преступность остается большой проблемой.

Владислав Валентинович привел цифры: на Украине насчитывается 100 тысяч детей, не имеющих родительской опеки, в России их число достигает 600 тыс. Ежегодно на Украине регистрируются тысячи преступлений, и более 60 процентов из них совершают молодые люди в возрасте до 25 лет. Переломить ситуацию можно в том числе целенаправленной профилактической воспитательной деятельностью.

Чтобы использовать в этой работе современные научные достижения, необходимо понимать терминологию. И цель данного издания — помочь всем участникам воспитательного процесса в их практической деятельности. В словарь-консультант по профилактике и предупреждению девиантности у детей и подростков вошло более 1700 терминов по вопросам коррекции и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Это понятия, используемые в научной, методической и учебной литературе, общественно-политической периодике.

Председатель общественной организации «Общественная палата города Севастополя» О. Зайцева (академик Международной академии социальных технологий, автор десяти научных работ, в том числе статей «Девиантное поведение несовершеннолетних в диссертационных исследованиях по педагогике», «Диагностика девиантного поведения» и др.) сравнила подходы к воспитанию детей в советское и нынешнее время.

Если великому педагогу-практику А.С. Макаренко приходилось иметь дело с воспитанием беспризорников, лишившихся родителей в результате Гражданской войны, то нынешние «трудные» дети в большинстве своем — безнадзорные, оставшиеся без родительского попечения при живых родителях. На Украине решили пропагандировать права ребенка, не создав условий для воспитания. Есть центры социальной адаптации для молодежи, но отсутствует контроль со стороны правоохранительных органов за воспитанием детей. Было время, когда моральную составляющую каждой семьи отслеживал участковый, с первого дня учебы в школе ребенок попадал в поле зрения учителя, при малейших нарушениях им занималась комиссия по делам несовершеннолетних. По месту жительства создавались подростковые клубы, ребенок с малых лет был охвачен общественной работой. Все это ушло.

Ольга Федоровна выразила надежду, что книга «Девиантные дети» будет пользоваться спросом в библиотеках ЦБС для взрослых, ею заинтересуются учителя, смогут прочесть родители. На примере собственного опыта она убеждена: только семья способна помочь оступившемуся молодому человеку. Но до этого времени родители должны уяснить себе, когда поведение их ребенка соответствует норме, а когда наступает отклонение от нормы, за которым последует нарушение и, возможно, преступление. Самое главное условие успешного воспитания детей, по ее мнению, — отсутствие лжи. Именно обман толкает ребенка искать справедливость не дома, а на улице, именно столкнувшись с ложью, он потом не верит никому и ничему. С этим трудно не согласиться. Тем более, что не только в семье, но и в обществе часто предпочитают пользоваться двойными стандартами.

Завершая презентацию, директор ЦГБ им. Л.Н. Толстого Тамара Эссин выразила надежду на внимание городского законодательного собрания к библиотекам как центрам культуры. Если власть представляют люди с высокой духовностью, интересующиеся книжной мудростью и понимающие важность роли современных информационных центров, ситуация во многих вопросах, в том числе в воспитании «трудных» детей, изменится к лучшему. Библиотеки же всегда готовы предоставить своим читателям множество изданий педагогической тематики. А теперь к ним добавилась книга «Девиантные дети» за авторством О.Ф. Зайцевой, В.В. Ганина и И.М. Заец.

Другие статьи этого номера