Чей ты, Крым?

29 марта 2014 года в Бахчисарае прошел внеочередной курултай крымскотатарского народа, посвященный обсуждению последних политических событий на Украине и в Крыму. Участниками съезда были подняты самые актуальные для крымских татар вопросы — их роль и место в уже российском Крыму. Учитывая сложившиеся реалии, крымскими татарами был рассмотрен наиболее злободневный вопрос — как и в каком направлении вести диалог с новым руководством республики. Также (в очередной раз) была поднята тема закрепления за крымскими татарами статуса коренного народа полуострова с последующей гарантией расширенных прав.Автор поставила перед собой нелегкую задачу разобраться в хитросплетениях истории народов, населявших Крым, чтобы кратко и в доступной форме объяснить, наконец, может ли сейчас кто-нибудь из них претендовать на какие-либо исключительные права.

Первыми жителями Крыма, известными нам по античным источникам, были киммерийцы в XII в. до н. э. Несколько позднее в предгорном и горном Крыму, а также на южном берегу поселились тавры, от которых нам в наследство и перешло древние названия горной и прибережной части Крыма — Таврика, Таврия, Таврида. В середине VII в. до н. э. в Крым пришли скифы. В VI-V вв. до н. э., когда в степях господствовали скифы, на побережье Крыма появились древнегреческие выходцы из Эллады. В I веке в Крыму попытались обосноваться римляне. Именно в римский период в Крыму начинает распространяться христианство.

Скифское государство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами, которых позже сменили гунны. К концу IV века в Крыму оставался лишь один античный город — Херсонес Таврический, который стал форпостом византийского влияния в регионе. В VI веке смерчем по Крыму прошлись тюрки. В начале VIII века Крым разделили между собой Византия и Хазария, от которой на полуострове остались реликтовые этносы крымчаков и караимов.

В IX веке в Крыму появляются печенеги и русы, князь которых, Бравлин Буревой, захватывает часть Крыма. Интересно, что именно он первым из русских славян принимает христианство в 790 г. н. э. — на 198 лет раньше, чем князь Владимир Красное Солнышко. В начале X века Крым становится ареной сражений армий русского князя Олега и хазарского ставленника иудея Песаха. После разгрома Хазарии князем Святославом в середине X века восточная часть Крыма входит в состав русского Тмутараканского княжества.

В 988 году в Херсонесе принимает крещение русский князь Владимир. После Святослава в Тмутаракани княжили и жили в разное время Мстислав и Глеб Святославичи, Ростислав Владимирович, Роман, Борис и Олег Святославичи. Последний раз Тмутараканское княжество было упомянуто в русских летописях около 1094 года — в период княжества Олега Святославича. Кроме русских, на территории Крыма в это время жили касоги (адыги), греки, аланы (осетины), евреи и армяне.

Конец русскому влиянию в Крыму кладут половцы, которые появляются здесь с XII века. Современный крымскотатарский язык, от которого в Крыму много топонимов (в т.ч. Крым, Аю-Даг, «Артек»), считается потомком половецкого языка. Следует отметить, что русское влияние в Крыму в это время не исчезает, а видоизменяется, превращаясь в некую форму взаимосотрудничества с половцами.

В 1222 году в Судаке высадился турецкий десант, который разгромил русско-половецкое войско. Буквально на следующий год в Крым вторгаются татаро-монголы Джэбэ, полководца Чингисхана, и полуостров становится улусом Золотой Орды. После распада Золотой Орды в 1441 г. остатки монголов в Крыму тюркизируются. На этот момент Крым был разделён между степным Крымским ханством, горным княжеством Феодоро и генуэзскими колониями на южном побережье. Летом 1475 года турки-османы, захватившие территории бывшей Византийской империи, устанавливают свой контроль над всеми генуэзскими крепостями и греческими городами в Крыму.

В 1478 году Крымское ханство становится протекторатом Османской империи. С этих пор южная граница России будет долгое время находиться под постоянной угрозой, поскольку крымские татары одним из источников экономики сделают работорговлю, совершая постоянные набеги на русское государство и захватывая рабов с целью дальнейшей перепродажи на турецких рынках.

Русско-турецкая война 1768-1774 годов положила конец османскому господству и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы отказались от претензий на Крым в пользу Российской империи.

8 апреля 1783 года «полуостров Крымский» был включен в состав России на основании манифеста Екатерины II. На территорию Крыма вошли русские войска А. Суворова, а на развалинах древнего Херсонеса был заложен город Севастополь. Стоит отметить, что, несмотря на упразднение Крымского ханства, свыше 300 крымскотатарских родов влились в состав российского дворянства и продолжили принимать участие в местном самоуправлении, что наглядно демонстрирует попытки России найти взаимопонимание с местным населением.

В ходе Крымской войны в октябре 1854 года началась осада Севастополя антироссийской коалицией (Великобритания, Франция, Османская империя). 11 сентября 1855 года Севастополь пал, однако был возвращен России по окончании войны в обмен на определенные уступки. Во время очередной русско-турецкой войны в крымскотатарской среде начались антироссийские волнения, из-за которых территория их обитания в Крыму была существенно сокращена.

Накануне Октябрьской революции 1917 года в Крыму проживало 800 тыс. человек, в том числе 400 тыс. русских и 200 тыс. татар, а также 68 тыс. евреев и 40 тыс. немцев. В этот период крымские татары организовались в партию «Милли-Фирка» и попытались захватить власть на полуострове. В 1918 году немецко-украинские войска при поддержке татарских формирований положили конец советской республике Тавриды. До 1920 года Крым будет находиться под германской оккупацией. В этот период в разное время управление осуществляли крымские татары, белогвардейские армии Антона Деникина и Петра Врангеля. Именно в это время закладываются основы татарского национализма, когда лидерами крымских татар принимается решение об углублении сотрудничества с кайзеровской Германией в обмен на признание татар коренным народом Крыма и восстановление их владычества на полуострове.

12 ноября 1920 года Красная Армия окончательно берет Крым под свой контроль. Стоит обратить особое внимание на то, что руководство СССР предприняло собственные шаги по нормализации отношений с крымскими татарами. Так, Советским Союзом в Крыму начинает осуществляться политика так называемой «коренизации» татар, направленной на формирование национальных управленческих кадров, увеличение их числа в местных властных структурах, расширение сферы применения крымскотатарского языка. Тем не менее в дальнейшем политика «коренизации» была преобразована в русле общей идеологической политики СССР.

В ноябре 1941 года СССР оставляет Крым нацистским войскам. В оккупированном немцами Крыму в соответствии с концепцией А. Розенберга, утвержденной лично А. Гитлером, был образован генеральный округ Таврия в составе рейхскомиссариата Украина. Любопытно, что немцы также пытались найти подтверждение своей «коренности» в Крыму, подведя под это собственную историческую базу о присутствии здесь в прошлом готов. В то же время немецкая оккупационная администрация, сделав ставку на разжигание межэтнических противоречий, стала массово привлекать к сотрудничеству население оккупированного полуострова.

Кстати, учитывая современные требования крымских татар о каких-либо исключительных правах, хотелось бы напомнить, что именно этот принцип впервые нашел свое отражение в апробации концепции А.Розенберга путем предоставления им определенных льгот и привилегий в оккупированном фашистами Крыму. Сложно оспорить тот факт, что большинство крымских татар активно сотрудничали с немецкими силами, участвуя в организованных нацистами «татарских национальных комитетах, карательных отрядах по поиску и уничтожению советских партизан. Разумеется, среди крымскотатарского населения были люди, не поддержавшие нацистскую политику избирательного геноцида, но руководство СССР на тот момент не имело возможности провести детальный анализ коллаборационистской деятельности, что в мае-июне 1944 года и привело по инициативе народного комиссара внутренних дел СССР Л.П. Берии к принятию сложного решения о депортации около 183 тысяч крымских татар, а также армян, греков и болгар, признанных «неблагонадежными элементами».

Следует особенно выделить тот факт, что современные претензии крымских татар об отсутствии каких-либо попыток их реабилитации не имеют под собой юридических оснований, поскольку по результатам беспрецедентного по своим масштабам и кругу задействованных лиц послевоенному расследованию указом Президиума Верховного Совета СССР N 493 от 5 сентября 1967 года было признано, что «после освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определённой части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма».

В 1954 году на основании указа Президиума Верховного Совета СССР Крым стал украинским. В период развала Советского Союза в 90-е годы XX века в процессе сложных политических пертурбаций Крым остался в составе Украины.

16 марта 2014 года (в результате политического переворота в Украине, предопределившего изменение внешнеполитического курса страны в сторону евроинтеграции) по итогам всекрымского референдума была принята Декларация о независимости Автономной Республики Крым и Севастополя. В последующем Республика Крым и город Севастополь подписали договор о вхождении в состав Российской Федерации на правах субъектов Российской Федерации.

Таким образом, краткий блиц-экскурс в историю Крыма наглядно показал нам, что на протяжении всего периода проживания людей на его территории огромное количество народов может с уверенностью заявить «свои права» на Крым. Тем не менее современное общество основано прежде всего на принципах гуманизма и всеобщего равенства, отрицая саму идею какой-либо избранности или особенности той или иной национальности. Термины «государствообразующая» и «титульная» нации давным-давно признаны «неполиткорректными» и исчезли из словаря думающего и воспитанного человека. Требования о гарантиях особых прав на основании принадлежности к этнической группе вместе с нацизмом канули в Лету.

Тем не менее, учитывая сложившуюся социально-политическую ситуацию в Крыму, многие вопросы продолжают оставаться открытыми, и предлагаемые решения, так же, как и в прошлом, разделили людей на два противоборствующих лагеря, в очередной раз противопоставив радикальный подход консервативному. Следует признать, что решение, принятое 29 марта 2014 года на курултае крымскотатарского народа о создании в Крыму национально-культурной автономии, представляющей собой разновидность общественного объединения, действительно продемонстрировало, что в крымскотатарской среде произошли прогрессивные перемены, способные эффективно интегрировать его в современное общество на принципах равенства и справедливости. Рациональный подход крымскотатарского народа не остался не замеченным со стороны руководства России, дав импульс к рассмотрению вариантов включения крымских татар в закон о реабилитации жертв политических репрессий.

Тот факт, что на территории Крыма в разное время проживали греки и евреи, армяне и адыги, турки и крымские татары, украинцы и русские, признает право каждого этноса на Крым и одновременно не дает ни одному из этих народов права на самостоятельное владение полуостровом. До тех пор, пока некоторые «горячие» головы не осознают, что жизнь каждого из них, независимо от его национальности, напрямую зависит от взаимосотрудничества с представителями других этнических групп, никому не удастся построить в Крыму сплоченное и процветающее общество.

На фоне усиливающейся политической дестабилизации Украины, в условиях трансформации практически всех областей жизни к российским реалиям сегодня особенно важно, чтобы и русские, и татары, и украинцы, и другие народности, населяющие Крым, осознали важность сложившегося исторического момента и приложили максимум усилий в общем деле созидания и гармонии.

Другие статьи этого номера