Живи по уставу

Живи по уставу

СЕГОДНЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ СОБРАНИЮ СЕВАСТОПОЛЯ БУДЕТ ПРЕДЛОЖЕНО ПРИНЯТЬ УСТАВ ГОРОДА, ОФИЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫЙ В ЗАКСОБРАНИЕ ИСПОЛНЯЮЩИМ ОБЯЗАННОСТИ ГУБЕРНАТОРА АЛЕКСЕЕМ ЧАЛЫМ.
Традиционно для России в предложенном депутатам уставе прописаны три городские ветви власти: высший законодательный орган — законодательное собрание, высшее должностное лицо — губернатор (возглавляет исполнительную власть), высший исполнительный орган — правительство Севастополя и судебная власть. Также внимание уделено органам местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти. Согласно проекту устава, должности председателя правительства и губернатора могут занимать как два разных человека, так и один. Выборность городского головы в уставе пока не прописана в связи с переходным периодом.В «Основных положениях» устава зафиксировано, что Севастополь — субъект Российской Федерации, город федерального значения, статус которого определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим уставом. Территория города Севастополя определяется границами, существовавшими на день образования нового субъекта Российской Федерации — города федерального значения Севастополя.

Государственная власть в Севастополе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В уставе говорится, что государственную власть в Севастополе осуществляют постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти города Севастополя — законодательное собрание города Севастополя, губернатор города Севастополя — высшее должностное лицо города Севастополя, правительство Севастополя — высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя.

Численный состав законодательного собрания ограничен 24 депутатами. Законодательное собрание города Севастополя избирается на 5 лет, его депутаты избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом законодательного собрания города Севастополя может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Законодательное собрание города Севастополя избирает из своего состава председателя законодательного собрания города Севастополя, двух его заместителей. Постановлением законодательного собрания города Севастополя назначаются выборы в законодательное собрание и губернатора, а также оформляется согласие на назначение на должность председателя правительства Севастополя в случае, если правительство Севастополя не возглавляет губернатор Севастополя.

Губернатор Севастополя, согласно проекту устава, является высшим должностным лицом города, который возглавляет исполнительную власть и вправе возглавить высший исполнительный орган государственной власти Севастополя — правительство. Губернатор Севастополя избирается депутатами законодательного собрания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законом города Севастополя на пятилетний срок и не может занимать указанную должность более двух сроков подряд.

Губернатор формирует правительство Севастополя и принимает решение о его отставке. Важно, что отстранение губернатора от должности президентом Российской Федерации происходит в связи с утратой доверия президента Российской Федерации. Среди причин: «ненадлежащее исполнение своих обязанностей, выявление в отношении губернатора фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных федеральным законом «О противодействии коррупции», либо установление в отношении губернатора города Севастополя фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда такое лицо являлось зарегистрированным кандидатом на данную должность», говорится в документе.

Третья составляющая — правительство Севастополя — является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя. В правительство Севастополя входят председатель правительства Севастополя, а также губернатор города Севастополя, в случае, если он возглавляет правительство Севастополя, заместители председателя правительства Севастополя, руководители департаментов правительства Севастополя.

Судебная власть в проекте устава прописана следующим образом: «по инициативе законодательного собрания города Севастополя, согласованной с Верховным судом Российской Федерации, в городе Севастополе могут быть созданы судебные участки и должности мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя».

Местное самоуправление, в случае принятия устава, в Севастополе теперь будет осуществляться в границах внутригородских муниципальных образований. Севастопольцы будут иметь возможность принимать участие в местных референдумах и муниципальных выборах. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Структуру органов местного самоуправления в Севастополе составляют представительный орган внутригородского муниципального образования, глава внутригородского муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган внутригородского муниципального образования), контрольно-счетный орган внутригородского муниципального образования, иные органы местного самоуправления в Севастополе и выборные должностные лица местного самоуправления в городе, предусмотренные уставом внутригородского муниципального образования.

Вопрос, который волновал севастопольцев два последних десятилетия, а именно: выборность городского головы (или в реалиях нового времени — губернатора) прямым голосованием проектом устава не прописывается.

Как пояснил «Славе Севастополя» исполняющий обязанности главы Севастопольской городской администрации, инициатор принятия устава Севастополя еще пять лет назад Дмитрий Белик, объясняется это переходным периодом. Так, согласно Закону РФ о присоединении Крыма и Севастополя к России, выборы в органы государственной власти города федерального значения Севастополя проводятся во второе воскресенье сентября 2015 года. До тех пор их полномочия осуществляет нынешнее законодательное собрание, которое, однако, вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Таким образом, предложенный к принятию устав является неким компромиссным решением, позволяющим провести местные выборы в сентябре этого года.

«Что касается выборов губернатора, то по законодательству Российской Федерации мы сейчас не можем организовать прямые всенародные выборы губернатора, а потребность в обновлении власти есть огромная. Поэтому принято компромиссное решение: губернатор назначается заксобранием. И я уверен, что на выборах в законодательное собрание в сентябре 2014 года севастопольцы единогласно проголосуют за Алексея Михайловича Чалого», — сказал Дмитрий Белик.

И.о. главы администрации также подтвердил, что за основу проекта устава был действительно принят устав Санкт-Петербурга. «Но он был приближен к реалиям Севастополя. Все-таки и у нас город значительно меньше. Так, количество депутатов законодательного собрания — 24, что, считаю, значительно повысит эффективность его работы», — уверен руководитель. Дмитрий Белик также пояснил, что «ранее в Севастополе городской совет представлял местное самоуправление, теперь это — законодательное собрание, а местное самоуправление представлено на уровне районов».

Другие статьи этого номера