«НАШ КРЫМ» в галерее «Арт-Бульвар»

"НАШ КРЫМ" в галерее "Арт-Бульвар"

С 26 апреля по 26 мая севастопольская галерея «Арт-Бульвар» (пл. Восставших) проводит выставку живописи и графики крымских художников «Наш Крым», приуроченную к 70-летию освобождения Севастополя и Крыма от немецко-фашистских захватчиков.В ретроспективной экспозиции объединены севастопольские и крымские пейзажи из собрания галереи, созданные в период с 30-х годов XX в. по 10-е годы XXI в. Погружаясь в атмосферу мест, сживаясь с ними, художникам удалось рассказать на полотнах о моментах тихой, обыденной жизни, о сосуществовании человека и природы. География пейзажей обширна. Отдельный зал знакомит с ностальгическими севастопольскими видами, знакомыми местами, изображенными в разное время.

Визитная карточка выставки — марина «Памятник Затопленным кораблям» (1939) Н.С. Барсамова. Романтическая подача символа Севастополя придает картине эпичность, монументальность романтического вида. На выставке представлено пять подобных мотивов, их можно выстроить в своеобразный мелодический ряд. Народный художник Украины А.И. Сухоруких в своем пейзаже «Севастополь. Свежий день» (1984) мажорно романтичен; в «Приморском бульваре» (1956) заслуженного художника Украины З.И. Филиппова уже слышится минор в приглушенно-теплой гамме колорита; «Приморский бульвар» (1961) заслуженного деятеля искусств Украины А.З. Каца — пронзительно ностальгичен: в нем так достоверно — светом и удаленным ракурсом — передано время, что изображенное кажется сном, воспоминанием детства, кадром старого любимого кинофильма. По красоте композиции, выстроенной тонкими переходами на тонах и полутонах, работа народного художника Украины Я.А. Басова «Летний Севастополь» (1959) сопоставима с холстом Н.С. Барсамова.

Отдельные же пейзажи не собираются в историю. Они самоценны и напоминают «найденные», несущие в себе прожитую жизнь, старые объекты. Так, работа М.В. Кобылекова «Восстановление Владимирского собора» (1990) рассказывает о значимом историческом периоде духовного возрождения.

Крым — это горы, скалы, виноградники и цветущие деревья. Таковы мотивы пейзажей А.Е. Стрелова «Осенние виноградники Ай-Петри» и С.И. Бакаева «Цветущий поселок» (1982).

Но прежде всего Крым — это море. Потому марина широко представлена на выставке. Это эпические пейзажи «Диалог» (1987) А.И. Сухоруких и «Восход» (1984) А.Е. Стрелова. Море и горы — визитная карточка Крыма. Но на выставке есть и камерный пейзаж, поэтизирующий тихие узкие улочки и пустынные набережные, проселочные дороги и маленькие уютные села. Особый пласт экспозиции — работы Волошинских пленэров, организованных в восточном Крыму галереей «Арт-Бульвар». Коктебель, Кара-Даг и другие легендарные места этого удивительного уголка Крыма, отличающегося и светом, и живописной, а всего более — графической традицией, разнообразно и тонко переданы их участниками.

Соцреалистические пейзажи, отражающие дух своего времени чаще всего оптимистично, радуют глаз. Светел и радостен «Праздник в «Артеке» (1982) Ю.П. Фастенко. Эта работа относится к числу основных в творчестве художника, с его традицией монументализма, чеканной формулировки образа, поэтизации труда.

Подбор работ на выставке представляет крымский пейзаж полно и разнообразно. Сегодня в Крыму сложилась необыкновенно благоприятная ситуация, когда одновременно продолжают работать классики и корифеи, на смену им идут сильное среднее поколение и ищущие, сильные своей яркой индивидуальностью молодые. Каждое поколение выразило в искусстве свой временной пласт. Старшее поколение привлекает верностью традиции, крепкой профессиональной выучкой, импрессией пейзажей; среднее поколение в пейзаже ценит уже мотив, кадр, выхваченный быстро и умело, чтобы успеть передать свет и настроение, легко переходит на язык условности; молодые свой восторг или тревогу выражают взволнованностью композиции, интенсивностью цвета. Они остро чувствуют мимолетность времени и уже задумываются о вечности.

Другие статьи этого номера