В Севастополе есть династия моряков-подводников, которой сто лет

В Севастополе есть династия моряков-подводников, которой сто лет

Наш город уникален особыми семейными историями, где есть отвага и верность воинскому долгу, готовность к самопожертвованию. Наш давнишний читатель Ю.И. Слободянюк поделился своей историей, а в первую очередь вспомнил своего деда, который служил на одной из первых подводных лодок в России.Звали этого героя, подводника-первопроходца, — Никита Евстафьевич Слободянюк. Более трех лет, с 1907-го по 1911 год, служил он на подводной лодке «Судак». По нынешним меркам это была «кроха» — длиной всего 20,8 метра. «Судак» и «Лосось» были первыми боевыми ПЛ России на Черном море. В Севастополь их доставили из Санкт-Петербурга. ПЛ были построены на Невском заводе по проекту американца Голланда. История свидетельствует, что подводные лодки в режиме особой секретности постарались перевезти за 40 часов. Командование экипажами первых ПЛ возглавили старшие лейтенанты Черноморского флота Быков и Безкровный.

Служил Никита Евстафьевич достойно, что подтверждается его аттестатом. Теперь он называется служебной характеристикой. Сейчас этот аттестат хранится в одном из залов Музея ЧФ РФ. В документе говорится, что Н.Е. Слободянюк добросовестно исполнял на ПЛ свои обязанности, «аккуратно и толково изучил управление как рулями горизонтальными, так и вертикальными».

В те годы, столетие назад, в подводники брали только добровольцев. Служба на ПЛ была трудной и опасной, требующей серьезного знания техники. Это были особенные люди, выходившие в море на первых, достаточно хрупких и ненадежных подводных «скорлупках». Такая служба сближала офицеров и рядовых. Там, на ПЛ, находясь в одном корпусе, все были в одинаковых условиях. Люди, не пользующиеся признанием и авторитетом, подлежали списанию с ПЛ. И это был самый позорный сход на берег.

Есть еще интересная информация: вместе с Н.Е. Слободянюком на ПЛ «Судак» служил матрос Иван Назукин, в честь которого получила название набережная на берегу Балаклавской бухты.

Конечно, Н.Е. Слободянюк и не предполагал, что его профессиональная деятельность станет примером для ближайших потомков на столетие вперед, этаким стартом, свяжет всех с Черноморским флотом. Сын первого подводника спустя годы служил мичманом на ЧФ. Но Ивану Никитовичу Слободянюку сначала выпала доля пройти Великую Отечественную войну. Минометчиком он прошел Чехословакию, Венгрию. Был тяжело ранен. За заслуги перед Родиной был награжден многочисленными орденами и медалями. Иван Никитович определенным образом тоже оказался связан с подводными лодками. Последнее место его службы — бонно-сетевой склад воинской части, обеспечивающей ремонт бонно-сетевых заграждений Севастопольской бухты, не позволяющих проникать в глубины морской акватории подводным лодкам вероятного противника.

В эти майские дни нельзя не рассказать о том, что через ужасы войны прошла жена И.Н. Слободянюка — Анастасия Трофимовна. В 16 лет она ушла на фронт, служила разведчиком, наблюдая за вражескими самолетами в зенитно-пулеметном полку. Помогала корректировкой воздушных целей, обеспечивала переправу советских войск через реку Одер. Имеет медаль «За взятие Берлина» и другие боевые награды.

Преемственность в служении своему Отечеству, казалось бы, могла прерваться, когда гражданскую специальность выбрал внук подводника-первопроходца — Юрий Иванович Слободянюк, давнишний читатель «Славы Севастополя», рассказавший эту историю. После окончания Севастопольского приборостроительного института желторотым птенцом-студентом он был направлен на «Севморзавод». И надо же было судьбе так распорядиться, что строить и ремонтировать ему пришлось не что иное, как подводные лодки. Так, по сути, он тоже стал подводником, как и его дед. Начал помощником строителя, прошел все карьерные ступени, занимал руководящие административные должности.

Работа была крайне напряженной, и это не могло не отразиться на здоровье. На пенсию Юрий Иванович вышел по инвалидности. Как он пояснил сам, «были беготня бесконечная, бессонные ночи, стрессовые нагрузки. Особенно пик таких нагрузок приходился на время проведения швартовно-ходовых испытаний и сдачи ПЛ в эксплуатацию ЧФ. Через меня прошли практически все ПЛ флота, а некоторые — и по нескольку раз».

Судоремонтники СМЗ, утверждает потомок одного из первых в России подводников, всегда относились к ремонтируемым подводным лодкам крайне серьезно, вкладывая в их восстановление душу. Они готовили корабли к плаванию, выходили на заводские испытания в море вместе с основным экипажем и несли ответственность за живучесть корабля.

Наконец, в свое время влился в ряды моряков-черноморцев сын Ю.И. Слободянюка. И хотя его военная специальность была несколько иного свойства, преддипломную практику он проходил на одной из подводных лодок. Словно бы династии военных моряков в этой семье быть подводниками так или иначе предопределено судьбой. Вот уже сто лет…

Другие статьи этого номера