Величественный «Крузенштерн»

Величественный "Крузенштерн"

В рамках празднования 70-летия освобождения Крыма и Севастополя от фашистских захватчиков и Дня Победы для участия в военно-морском параде четырехмачтовый барк «Крузенштерн», учебно-парусное судно Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (порт приписки — Калининград), осуществляет 3-дневный визит в город-герой Севастополь.При постройке в 1926 году на верфях Текленборга (Бремерхафен, Германия) парусник получил имя «Падуя» и прожил под ним почти 20 лет. Это последний винджаммер — классический «выжиматель ветра» из серии «Летающих «Пи», представитель знаменитого семейства судоходной компании Лайеша. Эти суда обслуживали чилийскую линию, доставляя селитру в Германию, а в рейсах вокруг мыса Горн (на «капгорновской линии») могли конкурировать по скорости с пароходами.

«Падуя», идя только под парусами (а двигателей при постройке на ней не было), совершила два рекордных рейса: Гамбург (Германия) — Талькауано (Чили) за 87 дней, обратно — за 94 дня и Гамбург — Порт-Линкольн (Австралия) — всего за 67 дней! И тогда, как и сегодня, в каждом рейсе на паруснике работали практиканты, обучающиеся морскому и парусному делу.

Во время Второй мировой войны барк после демонтажа парусного вооружения использовался для перевозки грузов как несамоходная баржа, а после раздела парусного флота фашистской Германии между союзниками был передан Советскому Союзу в качестве репараций.

В январе 1946 года на «Падуе» был поднят советский флаг, а через месяц барк обрел новое имя — в честь Ивана Федоровича Крузенштерна, знаменитого русского адмирала, мореплавателя, осуществившего первую русскую кругосветку. До 1957 года «Крузенштерн» прошел капитальный ремонт, переоборудование, переоснащение и служил школой подготовки младших специалистов ВМФ, а затем вошел в состав Атлантической океанографической экспедиции Военно-Морского флота в г. Ломоносове. В 1959-1961 годах барк снова капитально отремонтирован и оснащен главными и вспомогательными двигателями. В декабре 1961 года под командованием капитана 1 ранга П.В. Власова парусник наконец снова вышел на просторы океана.

В качестве экспедиционного судна парусник совершил многократные атлантические рейсы, а учеными и моряками на его борту было сделано немало важных научных открытий: впервые было открыто электрическое поле океанских глубин, проведена первая в мире морская магнитная съемка с буксируемым магнитометром. Одна из подводных гор, открытых тогда в Канарской котловине, была названа в честь судна горой Крузенштерна. В это же время родился гимн барка: молодой океанолог, впоследствии бард, Александр Городницкий, работавший в экспедиции, сочинил всем известные сегодня «Паруса «Крузенштерна».

В 1966 году барк был передан на баланс Минрыбхоза СССР, и он вошел в состав Балтийского отряда учебных судов. В 1968-1972 годах в результате капитального ремонта и переоснащения на Кронштадтском морском заводе под учебное судно стало возможным проведение морской плавательной практики для курсантов высших и средних мореходных училищ страны. Портом приписки стала Рига, а в 1991 году — Таллинн.

В 1991 году «Крузенштерн» перешел к его сегодняшнему судовладельцу — БГАРФ. Именно под флагом этого учебного заведения «Крузенштерн» одержал самые громкие и весомые победы на крупнейших международных морских соревнованиях и регатах, в том числе мирового масштаба. Только перечисление наград барка за призовые места в гонках судов класса А с момента начала участия в них с 1974 года дает представление о том, что «Крузенштерн» не просто парусник, а целая «школа под парусами».

Но самую широкую известность, как и века назад, парусник обретает в ходе кругосветных плаваний, а своими походами «Крузенштерн» продолжил славные традиции русских мореходов: октябрь 1995-го — август 1996 г. — кругосветное плавание, посвященное 300-летию Российского флота, капитан — О.К. Седов; июнь 2005-го — август 2006 г. — второе кругосветное плавание, посвященное 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию первой русской кругосветки под руководством И.Ф. Крузенштерна, капитан — О.К. Седов.

Также большой резонанс имела Международная трансатлантическая экспедиция (апрель 2009-го — май 2010 г.), посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 90-летию образования рыбной промышленности России и 60-летию первой русской сельдяной экспедиции, капитан — М.В. Новиков.

В последние годы у «Крузенштерна» появилась новая, «олимпийская» тема — он приходил послом России на зимние Олимпийские игры в канадский Ванкувер в 2010 году и на домашнюю олимпиаду в Сочи в феврале 2014 года. Палуба парусника становится местом встречи спортсменов, болельщиков и гостей Олимпиады со всего мира.

Все годы самые серьезные и значительные мероприятия, связанные с ремонтом, модернизацией и дооборудованием судна, приходилось решать судовладельцу — Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (бывшее КВИМУ). Эксплуатация исторического парусника (а сейчас академия готовится к 90-летию знаменитого барка) — дело очень непростое. Но главное назначение судна — воспитание нового поколения российских моряков; верность обычаям и традициям поколений русских мореходов воплощают преподаватели академии и члены постоянного экипажа «Крузенштерна». В морских походах курсанты получают физическую закалку, воспитывают в себе твердую волю, учатся работать в команде, принимать ответственные решения за свою судьбу и судьбу своих товарищей. Ежегодно практику на барке в течение трех рейсов 9-10-месячной навигации совершают более 350 курсантов морских специальностей учебных заведений «Росрыболовства», и, как замечают их наставники, на судно приходят мальчишки, а уходят моряки.

Совершая кругосветные походы, регулярные океанские плавания, учебные парусные гонки, барк «Крузенштерн» выполняет высокую миссию, представляя Россию и Калининград перед лицом всего мира. В иностранных портах парусник «Крузенштерн» — это не просто территория Российской Федерации, это место международных встреч руководителей государств, политиков, бизнесменов и представителей мирового морского сообщества. Курсанты, находящиеся на борту судна, обретают бесценный дипломатический опыт, расширяют свой кругозор и повышают общую культуру. Усвоенные за время плавания прекрасная морская выправка, дисциплина, приветливость позволяют будущим морякам достойно представлять Отечество за морями и океанами.

Во время пребывания в Севастополе в День Победы 9 мая 2014 года барк «Крузенштерн» примет участие в военно-морском параде, а 10 мая на 143-м причале (Морвокзал) откроет свой борт для всех желающих. Во время посещения парусника курсанты-гиды проведут экскурсию по судну, на палубе будет развернута историческая фотовыставка, можно будет познакомиться с музеем парусника и судовым храмом. В Севастополе, колыбели морской русской славы, где особо чтят морские традиции, мы приглашаем на борт всех моряков, горожан и гостей Крыма посетить знаменитый барк.

Другие статьи этого номера