Музей — энциклопедия театра

Музей - энциклопедия театра

НАРОДНОМУ МУЗЕЮ ИСТОРИИ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. А.В. ЛУНАЧАРСКОГО 8 МАЯ 2014 ГОДА ИСПОЛНИЛОСЬ 50 ЛЕТ.
Чтобы будущие поколения жителей планеты могли иметь представление о творческой деятельности театров прошлого, нужно сохранить о них память в документальном фонде музеев. Известный театральный деятель В.И. Немирович-Данченко писал: «Музей есть зеркало театра, и чем оно правдивее отражает сложную жизнь театра, тем ценнее для тех, кто хочет знать правду о театре».
Театральное искусство было и остается в сфере деятельности огромного круга людей: драматургов, актеров, режиссеров, художников, композиторов, зрителей, журналистов и т.д. Театр сумел достичь таких высот в творчестве, что заслужил уважение и соотечественников, и зарубежных ценителей этого вида искусства.
В связи с этим создание театрального музея в нашем городе стало необходимым. Его основателями были директор театра Борис Александрович Горский, коллектив театра и жители города.Севастополь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 9 мая 1944 года. Город лежал в руинах. Не существовало больше и здания театра, находившегося на Приморском бульваре. Вскоре из эвакуации прибыли актеры и работники во главе с директором Ефимом Георгиевичем Романенко (1895-1974). Разобрав немецкий барак на улице Ленина, они устроили временную театральную площадку, на которой выступали с концертными программами и готовили первый послевоенный спектакль «Так и будет» по одноименной пьесе лауреата Сталинской премии К.С. Симонова. Режиссер Т.Г. Савинова, художник-исполнитель В.А. Маковкин и другие работники приложили немало усилий для его создания: трудно было монтировать и собирать декорации, пошить костюмы, подобрать реквизит, но они справились. В спектакле были заняты: заслуженный артист РСФСР М.В. Горский, М.М. Омарская, М.И. Вечеславова, Е.Ф. Лавровский, И. М. Берман, М.К. Лозовская, С.Н. Архангельский, Е.Ф. Башенина, Р.М. Ромбер, М.М. Миловидов, В.Т. Власенко. Спектакль прошел в восстановленном здании Дома офицеров. В том же сезоне были поставлены и другие спектакли: «Чрезвычайный закон» Шейнина, братьев Тур, «Женитьба Белугина», «Поздняя любовь» Островского.

В 1947 году сменилось руководство театра. Его директором стал Борис Александрович Горский (1897-1966). В Москве, в Комитете по делам искусств при Совете Министров РСФСР, он был предупрежден, что условия работы в Севастополе очень тяжелые: театрального помещения нет, труппа работает в здании Петропавловского собора, сцена маленькая — зал на 400 посадочных мест, цеха и мастерские находятся на улице, транспорта для выездов нет. Но Горского трудности не пугали — у него был большой опыт работы в театрах страны. А здесь на его долю выпало формирование труппы, так как за годы войны театр потерял половину творческого состава, строительство нового здания и создание музея.

На театральных программах печаталось обращение к жителям города с просьбой сдавать в дирекцию материалы, связанные с историей театра: программы, фотографии, афиши, документы, эскизы художников, реквизит и прочие театральные предметы, необходимые для создания музея. О том, как откликнулись жители города и работники театра на эту просьбу, можно судить по уникальным экспонатам, хранящимся в музее.

Б.А. Горский развил бурную деятельность в сборе предметов музейного значения: писал письма ветеранам, разыскивал родственников актёров, рассылал запросы по всем театрам и архивам Советского Союза, работал в библиотеках ВТО и УТО. Отовсюду шли письма, посылки, бандероли с фотографиями, книгами, личными вещами. Возвращаясь из командировок, Борис Александрович привозил интересные экспонаты. Он единственный на тот период в городе занимался изучением театральной жизни Севастополя.

Свой богатый архив оставил музею главный режиссер театра Борис Александрович Бертельс (1889-1954). Дочерью народного артиста СССР Л.В. Собинова, Светланой Леонидовной, были переданы личные вещи и фотографии отца. Свои свидетельства оставили и будущие народные артисты СССР М.И. Царев, Ф.Г. Раневская, Н.Н. Трофимов (уроженец Севастополя, актёр БДТ в Ленинграде). Из Ленинградского Дома ветеранов сцены писали письма известные артисты 50-60-х годов: Н.И. Жеромская, Н.М. Базанова, А.Д. Максимова.

Бывший директор нашего театра, создатель кооператива «Искусство», директор Крымгос-драмтеатра, почетный пенсионер города Москвы, заслуженный работник культуры РСФСР Сергей Иванович Евкин (1899-1982), долгие годы вел переписку с Горским, а затем с Ломбергом (вторым директором музея), высылая сведения о довоенном репертуаре, составе труппы, об актерах, с которыми работал, и т.д.

Их воспоминания легли в основу музейной экспозиции.

В 1965 году в Севастополе побывала дочь великого певца Федора Ивановича Шаляпина (1873-1938), Ирина Федоровна. Она передала в дар музею алую муаровую ленту с надписью «Благодарное общество народных университетов. Севастополь. 11 июля 1917 г.» Этой лентой севастопольцы увенчали великого певца в знак благодарности после его концерта с хором моряков-черноморцев на Приморском бульваре в июле 1917 года.

События Великой Отечественной войны были так свежи в памяти людей, что приобрести сведения о погибших работниках театра, их подвигах и службе в рядах Красной Армии не представляло труда. Были живы родственники, друзья, соседи, коллеги. Они делились воспоминаниями, передавали семейные реликвии и личные вещи. На основе этих документов была создана экспозиция, связанная с Великой Отечественной войной.

И все-таки пальма первенства в создании музейной коллекции принадлежит актерам и работникам театра: Е.Г. Романенко, М.В. Горскому, И.М. Берману, С.Н. Архангельскому, Б.А. Бертельсу, Е.Ф. Лавровскому, К.В. Волковой, В.В. Афанасьеву, Я.Б. Театралову, Б.И. Ступину, В.И. Ясногородскому, художникам Н.С. Шеметову, К.И. Кустенко и многим другим.

В 50-е годы положение в городе было тяжелым. Шло восстановление разрушенного хозяйства. С 1948 года театр перешел на хозрасчетную деятельность. Отказ от дотаций требовал строжайшей экономии средств. Даже при небольшом помещении и маленькой сцене, в абсолютно не приспособленном здании для театральных постановок, театр ставил 10-12 премьер в сезон и выезжал по городам Крыма с гастролями. Задачей номер один было строительство нового театрального здания. Газета «Слава Севастополя» опубликовала выступление руководителей театра, Горского и Бертольса, с предложением строить здание на городском кольце, на стыке улиц Ленина и проспекта Нахимова или же на стыке Большой Морской и проспекта Нахимова. «Это даст возможность быстрее приступить к строительству театра, избавит от излишнего расхода государственных средств на расчистку улиц, дорог, подъездных путей к предполагаемому месту строительства…»

В апреле 1951 года на месте разрушенных домов N 22-26 на проспекте Нахимова состоялась закладка фундамента. Почетное право заложить первый камень было предоставлено старейшему актеру, заслуженному артисту РСФСР Михаилу Викторовичу Горскому.

В 1957 году закончилось строительство нового здания театра по проекту московского архитектора Валентина Васильевича Пелевина. В нём планировалось открытие театрального музея и выделено для этого помещение на втором ярусе. Материалов было собрано достаточно, чтобы создать музейную экспозицию, но случилось непредвиденное: Горский серьезно заболел — сказались годы напряженного труда. Ему пришлось оставить театр по состоянию здоровья. Музейная коллекция находилась у него дома. По договору с новой дирекцией театра Борис Александрович согласился составить тематико-экспозиционный план выставки и подготовить экспонаты.

Горскому помогал весь театр — по условиям договора экспозицию надо было подготовить к 1 августа 1957 года и представить ее художественному совету. Но обстоятельства складывались не в пользу создателя — после удачного представления художественному совету Горскому было предложено сдать музейную коллекцию и все накопленные материалы в собственность театру, безо всяких условий, т.е. дали понять, что в нем самом театр не нуждается.

Естественно, Борис Александрович на такие условия не согласился. Музей не был открыт. Планируешь одно, а в итоге — ничего: строил здание театра шесть лет, бесконечно ездил в Москву и по другим городам с заказами, а перейти и работать в нём не получилось — и здоровье подорвано, и с музеем проблемы.

В 60-е годы директором стал заслуженный работник культуры УССР Яков Борисович Театралов (1906-1969). Его вклад в творческую деятельность театра очень высок: при нём расширилась география гастролей, труппа пополнилась талантливыми актёрами из столичных вузов, устранены финансовые проблемы. Вопрос о музее был решен положительно, и Горский смог наконец спокойно работать и готовить экспонаты к показу.

Официальное открытие музея состоялось 8 мая 1964 года и было приурочено к 20-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Приглашенные журналисты, корреспонденты крымских газет осветили это событие в своих репортажах. «В театре имени Луначарского открылся театральный музей. Многие зрители уже успели побывать здесь, получить большое эстетическое наслаждение, познакомиться с историей севастопольского театра», — писала «Слава Севастополя» 10 июня 1964 года.

Первыми посетителями стали моряки Черноморского флота, жители и гости города. Сохранилось несколько листков из книги отзывов с записями участников открытия музея (сама книга отзывов не сохранилась). Дело, которым занимались Горский и работники театра на протяжении 15 лет, завершилось успешно. Музей работал, развивался, накапливал фонды и был популярен среди севастопольцев.

В 1973 году по приглашению директора театра А.Н. Котко музей возглавил Александр Георгиевич Ломберг (1915-1998), участник Великой Отечественной войны. Он служил в войсках НКВД, в звании подполковника юстиции в 1963 году ушел из рядов Советской Армии. С этого же года жил с семьей в Севастополе. Работал в городском архиве, в музее Черноморского флота научным сотрудником. Хорошо был знаком с музеем, с театром, его назначение директором способствовало восстановлению и дальнейшему развитию музея.

Как удалось Ломбергу за год восстановить музей, провести работу по учету фондов, их систематизации и прочее — трудно представить! Кроме того, создать второй зал, в котором экспонировались эскизы театральных художников, мемориальные уголки народных артистов, огромная электронная гастрольная карта театра (подарок шефов — работников Морского завода им. Серго Орджоникидзе) и т.д.

2 июня 1975 года постановлением коллегии Министерства культуры СССР музею было присвоено звание народного — «за значительные успехи в создании экспозиции, которая отражает историю края, освещает социалистические преобразования за годы советской власти, проводит большую массово-политическую работу».

В 1992 году директором народного музея истории театра им. А.В. Луначарского была назначена Г. Перминова. Этот период был нелегким для страны и для театра в том числе. Развал государственной системы в целом отразился на всех сферах культурной и социальной жизни. Самое главное, надо было сохранить музей, его бесценные фонды. Помимо серьезной исследовательской работы, изучения истории театральной жизни города и самого театра, нужно было адаптироваться к новым условиям, когда разрушались культурные связи со столичными архивами, театрами и музеями. Несмотря на сложную обстановку, музей выжил и за 20 лет вышел на новый, современный уровень.

Особенно сложный период работы выпал на время установления даты создания театра и ее документального подтверждения. Неоценимый вклад в работу по сбору необходимых документов внес Севастопольский городской архив.

Сегодня в экспозиции музея отражены не только история создания и становления театра им. Луначарского, его сложный путь развития за вековой период, но и история театральной жизни города с 1840 года.

За последние годы фонд музея пополнялся довольно активно — родственники актёров передавали личные вещи, документы, фотографии и прочее: много экспонатов передано дочерью режиссёра Бертельса — Еленой Борисовной, дочерью директора Романенко — Валерией Ефимовной, сыном артиста Маруфова — Сергеем Николаевичем, внучкой художника Кустенко — Дарьей, женой Горского — Неллей Александровной. Севастополец Е.Д. Брюховецкий передал в музей фото своего деда — Федора Алексеевича Сидорова, артиста народного дома, расстрелянного немцами в 1942 году. Зрители тоже участвуют в пополнении музейной коллекции: недавно были получены входные театральные билеты 60-х годов, что дало возможность узнать расценки тех лет и т.д.

В книге отзывов, которая ведется в музее с 1973 года, много хороших слов сказано об актёрах, режиссёрах, о музее. Когда зрители знакомятся с его коллекцией, они с благоговением рассматривают всё, что здесь выставлено, ищут портреты своих любимых актёров, интересуются их творчеством и с удовольствием слушают о театральной жизни прошлых лет.

Хочется поблагодарить всех сотрудников театра, севастопольцев, коллег за доброе отношение, поддержку и взаимопонимание. Особая благодарность: народному артисту Украины А.И. Подлесному, заслуженной артистке УССР Н.Ф. Белослудцевой за консультации по вопросам творчества, а также старшему научному сотруднику Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Н.С. Павшенко.

Благодаря нашим общим стараниям музей сохранен, пополнен новыми экспонатами и шагает в ногу с временем!

Г. ПЕРМИНОВА, директор народного музея истории Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского.

На снимках: основатель музея Б. Горский (в центре) с посетителями; таким был музей в 60-е годы прошлого века; драматург В. Розов с директором музея А. Ломбергом; Г. Перминова с «Золотой Никой» I форума Севастопольской академии (декабрь 2013 года).

Фото из музея театра.

Другие статьи этого номера