Поиграем в декаданс…

Поиграем в декаданс...

В спектакле «Серебряный век», премьера новой версии которого состоялась в середине мая на сцене Культурно-информационного центра, вы не найдете привычного развития сюжетной линии, знакомых характеров и традиционных театральных ходов. Персонажи обозначены весьма условно: время, гость, которого давно ждут, пожилой, состоятельный господин, певец, хозяйка кафе, дама и так далее. По сути, это даже не герои, а только символы, тени далекого прошлого. Герой же в постановке всего один — мистический, надломленный, пропахший петербургской осенней сыростью и опийным дымом Серебряный век — эпоха, спрессованная в несколько десятилетий, эпоха тревожных ожиданий и надежд, завершившаяся грандиозной трагедией…Режиссер-постановщик спектакля (она же исполнительница одной из главных ролей) Ольга Панкратова рассказала: «Речь в нашей постановке идет о последних годах перед Октябрьской революцией. Нам тоже пришлось пережить серьезное политическое потрясение, поэтому некоторых параллелей избежать было невозможно, да мы и не пытались. С другой стороны, спектакль, конечно, в первую очередь о любви, которая на фоне грозных событий ощущается еще острее…»

Литературная основа синтетического представления — это пестрый коллаж из стихов лучших поэтов Серебряного века (младосимволистов Александра Блока и Андрея Белого, акмеистов Николая Гумилева и Анны Ахматовой, футуриста Бориса Пастернака и многих других), а также песен и романсов начала ХХ века, украшавших репертуар таких грандов русской эстрады, как Александр Вертинский, Петр Лещенко, Юрий Морфесси, Александр Давыдов, Анастасия Вяльцева, Варя Панина, и так далее.

Стоит отметить, что при таком сложном во всех отношениях материале актеры очень сильно рисковали скатиться до обычной декламации уникальных поэтических строк (эдакого «внеклассного чтения») и перепевания знаменитых вокальных номеров «с чужого голоса» (вроде того, как это делали наши «попсовые звезды» в пресловутых проектах «Старые песни о главном»). К счастью, у севастопольских артистов (а в спектакле задействованы мастера сцены из театра им. А.В. Луначарского — Нина Белослудцева, Виталий Таганов, Сергей Санаев и Нателла Абелева, заслуженный артист России Виктор Васильев-Юмин, а также танцоры из различных творческих коллективов города) хватило чувства такта, ума и таланта, чтобы создать из разрозненных текстов, написанных в разные годы поэтами, абсолютно не похожими друг на друга (а часто испытывавшими к «коллегам по цеху» не самые теплые чувства), единое монолитное произведение. «Мы не читали стихи, мы говорили на языке поэзии», — рассказал один из участников спектакля, Виталий Таганов.

Еще одной характерной чертой постановки «Серебряный век» был некий нарочитый минимализм — и в декорациях, и в музыкальном оформлении, и в использовании актерами изобразительно-выразительных средств. Все действие происходит в небольшом полуподвальном питерском кафе (прообразом, конечно, послужила легендарная «Бродячая собака»), практически все вокальные номера исполняются под аккомпанемент «живых» рояля и скрипки (музыкальные чудеса на сцене продемонстрировали Татьяна Дубина и Светлана Шевченко), играют актеры предельно строго, не позволяя себе «пересаливать лицом». Вся эта сдержанность позволяет и участникам спектакля, и, самое главное, зрителю сосредоточиться на слове, даже не понять, а прочувствовать всем своим существом тягучую сладость лирики Серебряного века с привкусом отчаянья и порока. Длится представление час с небольшим, но у присутствующих в зале создается ощущение, что за этот краткий промежуток перед их глазами проходит целая эпоха, спрессованная в поэтические фразы высшей пробы… Быть может, так оно и есть.

Другие статьи этого номера