Севастопольские школьники приобщатся к религиозной культуре

Севастопольские школьники приобщатся к религиозной культуре

С нового учебного года в школах города начнется преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Об этом сообщил сотрудник Севастопольского благочиния Михаил Викторов. Информацию подтвердил и начальник управления образования и науки Севастополя Виктор Оганесян.Чиновник пояснил: «Таковы требования российского законодательства. Предмет был утвержден в 2010 году, а успешное внедрение его в учебную программу началось с 2012-го. Хочу отметить, что никто не будет настаивать на изучении той или иной религии — родителям школьников предоставляется широкий выбор».

Вообще курс состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

На ближайших родительских собраниях севастопольцам предложат заполнить специальные анкеты. На основе результатов этого опроса будет определено, какие модули войдут в школьную программу. «Даже если один ребенок в учебном заведении захочет изучать ислам или буддизм, мы обязаны будем предоставить преподавателя. Таков закон. На практике могут возникнуть трудности, но думаю, что мы с ними справимся», — подчеркнул Виктор Оганесян.

Новый предмет планируется ввести с 4-го класса. Для того чтобы подготовить его преподавателей, в Севастопольском институте последипломного образования будут проведены специальные курсы. Пройти их смогут как учителя начальных классов, так и предметники, желающие расширить свой профиль.

Сотрудник Севастопольского благочиния Михаил Викторов поясняет: «В некоторых регионах России подобный курс начали внедрять еще в конце 90-х годов. Например, в школах Курской области преподавание курса православной культуры ведется с 1996 года. Надо отметить, что подобный эксперимент приносит конкретные плоды. Причем речь идет не только о повышении общего образовательного уровня. По данным статистики, в Курске ежегодно снижается показатель детской преступности».

По словам представителей русской православной церкви, проблем с обеспечением севастопольских школ учебными пособиями возникнуть не должно. «В настоящий момент издано достаточное количество специализированной литературы, в которой доступным языком изложены базовые понятия, на которых основываются мировые религии», — пояснил Михаил Викторов.

В благочинии подчеркивают, что курс является обязательным для всех учащихся общеобразовательных учреждений. Возможность отказа от изучения данного предмета (по желанию родителей) не предусмотрена. «В России такой отказ воспринимается не иначе, как препятствие действию федерального законодательства. Никто не говорит о принуждении или вовлечении детей в ту или иную конфессию. Речь идет о воспитании уважения ко всем существующим религиям, об изучении основополагающих духовных ценностей, которые, по сути, едины для всех», — говорят священнослужители.

Михаил Викторов предполагает, что в большинстве школ, расположенных в границах городской застройки, упор будет сделан именно на изучение православной культуры. «В сельской местности (в частности в Байдарской и Варнутской долинах), где преобладает крымскотатарское население, само собой, будет перевес в сторону ислама. Это абсолютно нормально. У нас многоконфессиональный город, и наша задача — сделать так, чтобы права детей разных национальностей и вероисповеданий не были ущемлены. Работать над сохранением данного баланса должны и представители религиозных общин, и сотрудники профильного департамента правительства Севастополя», — заключил Михаил Викторов.

Глас народа

Нужно ли вводить в школах изучение основ мировых религий?

Андрей Петрович, бизнесмен:

— Сама по себе инициатива очень даже позитивная. Другое дело, схема, предложенная Министерством образования и науки России, мне кажется несовершенной. Никакого разделения на модули быть не должно. Вводить в школьную программу нужно предмет «История религий» и изучать возникновение и развитие разных конфессий, не отдавая предпочтения одной из них. А какой религии отдавать предпочтение — дети потом сами решат, это личное дело каждого. Задача школы — дать информацию для размышления.

Валентина Сергеевна, юрист:

— Мне кажется, что ничего хорошего из этой идеи не выйдет. У нас вообще-то церковь от государства отделена, а внедряя такой предмет, как «Основы религиозной культуры», мы это правило отчасти нарушаем. Кроме того, несомненно, возникнет кадровый вопрос. Говорят, что готовить преподавателей такого предмета будут на двухмесячных курсах. Чему можно научить за такой срок?

Петр Михайлович, рабочий:

— По-моему, ненужная трата времени и средств. Есть же воскресные школы при храмах — любой желающий может отдать туда свое чадо. Зачем дублировать эту функцию, вводя подобный специализированный предмет в общеобразовательных школах?

Мария Сергеевна, преподаватель:

— Думаю, что внедрение нового предмета в школах — это большой плюс. В первую очередь это повлияет на моральную атмосферу внутри ученических коллективов. Не секрет, что современные дети зачастую бывают очень жестокими и даже циничными. Основы православия (как и любой другой религии) помогут сформировать духовные ориентиры, привить общечеловеческие ценности.

Фото Владимира Докина (из архива редакции).

Другие статьи этого номера