Великая схизма

Вчера в малом зале Византийской экспозиции заповедника «Херсонес Таврический» открывалась первая в этом году международная конференция. Ее тема архиинтересна даже для неспециалистов — «Великая схизма», т.е. разделение церквей в очень далеком теперь XI веке (1054 год).Формально к расколу привели разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) и Вселенским патриархом (восточными патриархатами Церкви) по вопросам догматического и канонического, а также дисциплинарного и литургического характера. 16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Вселенского патриарха Михаила Керулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Две церкви занимали непримиримую позицию более девяти веков. Только в декабре 1965 года Патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и папой римским Павлом VI были сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация. Однако «жест справедливости и взаимного прощения» не имел никакого практического или канонического значения. Сама декларация гласила: «Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, всё ещё остающимся между Римско-католической церковью и Церковью Православной». С точки зрения Православной Церкви остается неприемлемым догмат о главенстве Папы Римского и непогрешимости его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых с кафедры, а также ряд других постановлений догматического характера.

Несмотря на иллюзорность (с точки зрения светского мироощущения) большинства выдвинутых церквами взаимных обвинений, Великая схизма оказала и продолжает оказывать колоссальное влияние на весь ход развития мировой цивилизации. В последнее время появляются интереснейшие исследования, авторы которых пытаются через призму Великой схизмы объяснить причины цивилизационого разлома между Западом и Востоком (в геополитическом понимании). По этой же причине византинистика оформляется в достаточно самостоятельное научное направление.

Другие статьи этого номера