Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 19o

А ведь трамвай виртуально «трогался с места» у нас…

В этом году исполнилось 115 лет с того дня, как в Севастополе открылось трамвайное пассажирское движение — одно из первых в России. Электростанция была сооружена в небольшим здании, находившемся в Лабораторной балке. Что интересно,...

В этом году исполнилось 115 лет с того дня, как в Севастополе открылось трамвайное пассажирское движение — одно из первых в России. Электростанция была сооружена в небольшим здании, находившемся в Лабораторной балке. Что интересно, оно сохранилось и до сих пор не в пример куда более солидному по возрасту реликту XVIII века таможенному посту (складу), который совсем недавно был безжалостно снесен на корню родства не помнящими «градостроителями» на мысе Хрустальном…Сегодня есть смысл немножко углубить исторический пласт и выйти на саму идею использования электричества в целях его передачи по рельсам для движения вагончиков. И мы убедимся, что первооткрывателю этого изобретения, значительно сократившему путь человечества к множеству фишек прогресса, впервые эта просто-таки гениальная мысль пришла в голову… в нашем благословенном городе.

Кто же это был и как сие сталось? В 1845 году в семье штабс-лекаря, помещика Полтавской губернии Аполлона Пироцкого родился сын Федор. С младых ногтей, как и водилось в их родне, мальчик стал мечтать о военной карьере. Летом 1866 года Федор Пироцкий с блеском завершил обучение в Михайловском артиллерийском училище в Петербурге и был в звании подпоручика направлен в Киевскую крепостную артиллерию. К этому времени он, как сам выражался, уже «заразился электричеством», десятки новаторских идей его смелого использования витали в голове юноши. Но приложить идеи к чему-то конкретному никак не удавалось — начальство принуждало заниматься исключительно организационно-технологическими проблемами изготовления пушек.

Просвет «замаячил» лишь в 1871 году, когда Пироцкого назначали ревизором Артиллерийского управления. Появилась возможность бывать в командировках на артиллерийских полигонах империи.

В 1872 году он с инспекторской проверкой приезжает в Севастополь. И вот что пишет российский журнал «Электричество», исследуя спустя почти 10 лет историю использования «рельсов и электропроводов для передачи силы на любое расстояние»: «Идея электрического движения вагона по рельсам возникла у поручика Федора Пироцкого при посещении крепостей Севастополя. Необходимость рассылать снаряды по батареям натолкнула его на мысль о применении вагонеток, движущихся по рельсам с помощью электрического тока вместо «матросской ручной тяги».

Практически Пироцкий обкатал свою блестящую мысль уже на полигоне Белковое поле в Петербурге. Он усовершенствовал мощный генератор Якоби и успешно проводил свои опыты на заброшенной железнодорожной ветке за 3,5 версты от Петербургского порта.

12 апреля 1880 г. на международной электрической выставке в Петербурге Федор Пироцкий продемонстрировал свои проекты.

Как часто случалось с изобретателями в нашем Отечестве, двинуть вперед блестящую идею никто в России не взялся, а через год с докладом-близнецом в Париже выступил Д. Депре, который и запатентовал свое открытие. В 1881 году английский фабрикант Кари Сименс приступил к изготовлению вагонов, конструкция которых — как в зеркальном отражении — повторяла схемы нашего соотечественника.

Единственное, в чем «утер нос» Федор Пироцкий всем своим «последователям» и псевдопредшественникам, — это в демонстрации еще в августе 1880 года вагона конной железной дороги с подвешенными на его раме электродвигателем и редуктором, вращение от которых передавалось колесам. Впервые во всем мире, как писала газета «Петербургские ведомости», «был двинут настоящий двухъярусный вагон».

Весь сентябрь толпы жителей Северной Пальмиры изумленно наблюдали за движением вагона, скользившего по рельсам без упряжки…

Но для совершенствования конструкции «электровагона» у Пироцкого не имелось реальных материальных возможностей. А посему его изобретение бойко и бодро «побежало по рельсам», выложенным предприимчивыми фирмачами Западной Европы…

А в России лишь 2 мая 1892 г., в Киеве, между Царской и Нижней площадями состоялась пробная поездка электрического вагона, и уже через месяц здесь открылось первое в России регулярное трамвайное движение. Примеру Киева последовал и Севастополь.

…У истоков любой дерзкой новации стоят первопроходцы. И, к великому сожалению, история нередко умалчивает все обстоятельства и так называемого озарения, и претворения интереснейшей идеи в жизнь. И вот вопрос: «Не говоря уже о десятикласснике, кто из севастопольцев, скажем так, среднего поколения что-либо знает о человеке по имени Федор Пироцкий?» Вопрос обречен на неответ. Почти обречен, дадим, однако, фору интеллектуалам…

И все-таки согласимся: не каждый из нас брызжет светлыми идеями с этикеткой «впервые». И хотя Ги де Мопассан вообще-то переборщил с цифрами, но как-то выразился верно: «На одного злого гения приходится 100 добрых бездарностей…»

Злым Федор Пироцкий никогда не был. Просто этот незаурядный человек ни за что был наказан судьбой и… увы, обделен вниманием Отечества. В 1888 году изобретатель трамвая вышел в отставку в чине полковника и получил пенсию в половинной сумме оклада — 285 рублей. В эти же годы в мире уже нарастал вал трамвайного бума, в то время как Прироцкому едва хватало пенсии на пропитание и оплату счетов за номер в третьесортной гостинице.

Зимой 1898 года изобретателя не стало. На площади в Петербурге все его вещи были проданы с молотка на сумму… 65 рублей, а самого Федора Пироцкого похоронили в кредит и… забыли на долгие годы.

А трамваи ходят по всему миру и поныне… И сегодня, когда всё русское возвращается к нам, следует по случаю воздать должное таким замечательным самородкам нашей земли, как талантливый инженер и изобретатель Федор Аполлонович Пироцкий.

…Утешает одно. «Все проходит» — это библейский постулат. Но многое возвращается. Вот недавно в одном серьезном издании с приятным удивлением узнал имя знаменитого древнегреческого философа Платона. Оказывается, зловещий немецкий церковный реформатор Мартин Лютер, отдавая вкупе с Сократом предпочтение не Платону, а истине, имел в виду человека по имени… Аристоклес.

…Так что, садясь в евпаторийский трамвай, вспомним по случаю это имя — Федор Пироцкий…

На снимке: Ф.А. Пироцкий.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ