Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 15o

Семен АЛЬТОВ: «Я сторонник осмысленного юмора, что отсекает часть широкой аудитории. Зато остаются все свои»

Уже более 20 лет зрители разных стран и континентов с первых слов безошибочно узнают любимого исполнителя по низкому тембру и непроницаемому выражению лица, с которым артист рассказывает о смешном и курьезном. Знаменитый писатель-старик Семен...

Уже более 20 лет зрители разных стран и континентов с первых слов безошибочно узнают любимого исполнителя по низкому тембру и непроницаемому выражению лица, с которым артист рассказывает о смешном и курьезном.
Знаменитый писатель-старик Семен Альтов в эксклюзивном интервью рассказал о себе, о времени и, конечно, о юморе. А также поведал о своем понимании юмора, об особенностях его восприятия людьми и о том, как недостатки могут превратиться во всенародно любимые достоинства.— Впервые ли вы выступаете в Севастополе? Какие впечатления о городе и его жителях?

— Я был в Севастополе всего один день. Наверное, лет десять назад по приглашению какой-то организации. Запомнились бухта и военные корабли. У Севастополя очень мужественный вид. Я города воспринимаю на слух. В вашем городе очень хорошо принимали.

— Как возник образ «человека с каменным лицом, читающего низким ровным голосом по бумажке», что более 20 лет вызывает хохот в зрительном зале? Это специально созданное амплуа или вы такой и вне сцены?

— С таким лицом и своеобразным голосом я родился. Часто спрашивают: «А дома вы тоже так разговариваете?» Люди думают, что перед сценой я, как Карлсон, поворачиваю на спине ключик и включаю тембр. Никакого ключика нет. Я так говорю и с женой, и с внучками, и с собакой. Врачи сказали: «У вас проблема со связками». Вот так недостаток стал достоинством. Но я надеюсь, что запомнился не только мой тембр голоса, но и то, что я этим голосом сорок лет произносил.

— В 2012 году вы приезжали с концертной программой в Нью-Йорк. Как воспринимают ваши монологи и сатирические рассказы соотечественники и западная публика? Насколько отличается реакция у западного зрителя и российского? Понятен ли иностранцам русский юмор или юмор — это, в принципе, понятие универсальное?

— За долгие годы накопилась своя публика. Я сторонник осмысленного юмора, что отсекает часть широкой аудитории. Зато остаются все свои. В Америке выступал 1 апреля прошлого года. Зал «Миллениум» на полторы тысячи человек. Было ощущение, что они ждали меня всю жизнь. Потрясающая реакция. Естественно, в зале была русскоговорящая и русскодумающая публика. Я никогда не писал на злобу дня, которая, наверное, в России — одна, в Америке — другая. Достаточно того, что обрушивают на людей газеты и телевизоры. Надеюсь, что в жизни еще есть место взаимоотношениям мужчины и женщины, отцов и детей, есть животный мир, так похожий на наш, человеческий… Я придумываю ситуации, в которые может попасть любой человек, живущий на нашей земле.

— Еще о юморе. Вы на сцене с 80-х годов: театр эстрады, эстрадная программа «Шоу-01», работа с А. Райкиным. В то время и шутки были другими, и юмор не таким пошлым. Почему, по-вашему, за это время так изменилось отношение артистов и зрителей к тому, что смешно, к самому понятию «юмор»? И как вы лично воспринимаете все те современные юмористические проекты, которыми пестрит телевидение?

— Сегодня юмор стал бизнесом. Ребята, шутя, зарабатывают нешуточные деньги. Юмор стал профессиональнее и потому смешнее. При этом были сняты запреты прошлых лет. То, что находится у человека в области таза, доступно и доходчиво. В этой области кормится немало юмористов разного возраста. Но при этом появилось несколько замечательных, на мой взгляд, передач: «Шесть кадров», «Уральские пельмени»… Это смешно, талантливо и без унижения человека. Автор, читающий с листа то, что он сам написал, уходит в прошлое. Сегодня целые команды пишут кучу шуток, а потом молодой симпатичный эти шутки со сцены выкрикивает. Посмотрите на титры, бегущие в конце юмористической передачи, и вы поймете, сколько народу трудилось над шутками. Налажено производство юмора. Как в супермаркетах, теперь и у нас большой выбор колбас, сыров. Так же разнообразен и юмор. Каждый может выбрать по вкусу.

— Откуда вы черпаете свои сюжеты и как происходит процесс творчества, когда в голове, а затем и на бумаге складывается практически готовый текст для рассказа или монолога?

— Вряд ли можно и нужно объяснять, как это происходит. Конечно, автору нужен толчок. Или пинок от окружающей жизни. Затем в голове начинают крутиться колесики, механизм мозгов приходит в движение, и далее — дело техники. Я профессионал. Научился впечатления и мысли превращать в неглупые и смешные истории. Мне неинтересны эстрадные монологи, когда с первой фразы понятно, о чем идет речь, и дальше бесконечное нанизывание примеров на одну тему. Я считаю, текст должен кончаться там, где кончается мысль. Поэтому многие мои вещи короткие.

— Что нужно для того, чтобы шутка запомнилась надолго, а возможно, и стала народным достоянием, как многие ваши реплики, ставшие настоящими афоризмами? Вы сами в каких-то жизненных ситуациях используете собственные выражения? Есть любимые?

— Многое из написанного ушло «в народ». Как-то в Москве в гостинице «Ленинградская» завтракаю в кафе. Рядом пьют пиво трое мужчин с пропитыми умными лицами. Я подумал: физики. Оказалось, действительно физики из подмосковной Дубны. И вдруг один, скосив на меня глаз, говорит: «Алкоголь быстро впитался в кору детского головного мозга, и пьяный Сигаев устроил дебош…» Я говорю: «Что-то знакомое» — «Это из вашего рассказа «Выступление детского хора в иностранном посольстве». Мы его переписывали в тетрадки. Хотите целиком по памяти расскажу?»… Автору было приятно.

В поезде подходит пассажир: «Я ваш поклонник. Ваши замечательные афоризмы в компании излагаю, имею успех!» — «Какие?» — «Ну как там у вас…» (у меня в оригинале звучало так: «Если от вас ушла жена, а вы не чувствуете печали, — подождите. Жена вернется, а с ней — печаль!»). Пассажир, подумав, произнес следующее: «Если от вас ушла жена, а вы этого не заметили… Ну так и черт с ней!» И заржал так, будто смешней ничего не бывает. Поэтому, если вы повторяете чью-то остроумную фразу, следите за точностью изложения. Важен порядок слов. Жена дома часто произносит мою фразу «Кормишь тебя, кормишь, а ты все ешь и ешь!»

— За время своей сценической деятельности вам довелось трудиться в разных комических жанрах, взаимодействовать со многими талантливыми артистами. Театр эстрады, эстрадная программа «Шоу-01», работа с Аркадием Райкиным над спектаклем «Мир дому твоему»… Можете назвать самые яркие моменты вашей биографии каждого из периодов? Чем запомнился каждый из них?

— Я это называю «путешествия по провалам моей памяти». Да, была в свое время легендарная программа «Шоу-01». Мы без единой «обезьяны» (так раньше называли фамилию звезды на афише) собирали полные стадионы. По тем временам это было покруче «Камеди клаба». Жаль, не сохранилось ни одной телевизионной записи. У нас там со швабрами в зале под музыку наводили порядок мимы театра «Лицедеи». Слава Полунин начинал делать знаменитый разговор по телефону «А-си-сяй». Вел программу уже покойный Ян Арлазоров. Никому еще неизвестный Леня Якубович выносил на сцену стул и подыгрывал в миниатюре.

Аркадий Райкин играл в написанном мною спектакле «Мир дому твоему». И хотя Аркадий Исаакович был уже в преклонном возраст, я никогда не забуду это волшебство перевоплощения. Все звезды юмора тех лет исполняли меня. Сегодня меня исполняет один человек. Это я.

— Как вы считаете, в жизни всегда найдется место юмору — в любой жизненной ситуации, независимо от политической, социальной, экономической, экологической и любой другой обстановки? Можно ли назвать это средством, которое объединяет людей и помогает им пережить сложные исторические периоды?

— Юмор — это дарованная Богом способность переживать нелегкие ситуации. Это обезболивающее. Юмор еще и объединяет людей. Плакать можно одному, смеяться — только вместе.

В заключение — то, что ушло «в народ» и не вернулось оттуда.

Три стадии возраста. Первая. Всю ночь гуляешь, пьешь, черти что делаешь, и утром по тебе ничего не видно.

Вторая стадия. Всю ночь гуляешь, пьешь, черти чем занимаешься, и утром по тебе все это видно.

И, наконец, наступает третья стадия. Всю ночь спишь. Не гуляешь. Не пьешь. Ничем вообще не занимаешься. А утром у тебя такой вид… будто ты всю ночь гулял, пил, черт знает чем занимался…

Желаю вашим читателям, чтобы третья стадия наступила как можно позже!

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ