О культуре в сухом остатке

О культуре в сухом остатке

В Севастополе принято ругать местную культуру. Однако никто из обличителей не хочет прослыть провинциалом: «Мы были в столице. Видели настоящее искусство…» Бюджетные деньги тратятся на приглашение столичных звезд, на фестивали, пусть и самые фееричные, но одноразовые. После того как они отгремят и отсверкают, Севастополю, кроме воспоминаний, ничего не останется. А завтра нам снова нужно воспитывать детей, восстанавливать жизненные силы, приучать молодежь к высоким гармониям, учить созиданию и творчеству.И те немногие в нашем городе, кто на свой страх и риск создает художественные произведения, рискуют быть освистанными и даже уличенными в злоупотреблении, а то и в воровстве. Хотя, кажется, меньше всего последние 23 года финансировалась культурная отрасль. Украсть-то особо нечего. Но ярлыки вешаются щедро, для этого не требуется доказательств, достаточно грязного навета. До сих пор многие учреждения культуры, выжившие в немыслимых условиях, находятся в унизительном положении просителей.

Под общее улюлюканье недавно прошла информация о рекламных баннерах на здании театра им. А.В. Луначарского. Но ведь не от хорошей жизни дирекция пошла на этот шаг! Коммунальные долги, продолжающиеся ремонтные работы… Да мало ли у театра проблем! Но баннеры обсуждать приятнее, чем, скажем, новый спектакль.

Неуважительное отношение к артистам, режиссерам, людям театра, художникам вырабатывалось очень долго. Никакие «Гран-при», награды, ордена и звания для севастопольских «ценителей изящного» не значат ровным счетом ничего.

По остаточному принципу происходит финансирование культуры и сегодня, ведь и вправду есть дела поважнее. Хотя появилась надежда.

Теперь мы «Россия — государство, создавшее великую культуру. На протяжении всей российской истории именно культура сосредоточивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла влияние России в мире.

Сегодня, в условиях обострения глобальной идейно-информационной конкуренции и не в полной мере преодоленных последствий национальных катастроф XX века, это свойство российской культуры становится определяющим для будущего страны.

Вне культуры невозможно обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. В равной степени невозможно утверждение общенациональной идеологии развития без формирования нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

Государственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека».

Это цитата из проекта «Основы государственной культурной политики». По поручению президента проект вынесен на общественное обсуждение.

На самом высоком уровне сегодня заговорили о повышении общественного статуса культуры, её влиянии на все сферы государственной политики и жизни общества.

Давайте и мы будем пересматривать свое отношение к НАШЕЙ, севастопольской культуре. Научимся уважать в первую очередь себя. Легко кричать: «Я — русский! Я — севастополец!» А если попробовать так: «Я — русский? Я — севастополец?»

В упомянутом мною документе говорится о традиционных для нашей страны нравственных ценностях. «Это прежде всего честность, правдивость, законопослушание, любовь к Родине, бескорыстие, неприятие насилия, воровства, клеветы и зависти, семейные ценности, целомудрие, добросердечие и милосердие, верность слову, почитание старших, уважение честного труда».

В воспитании этих качеств большую роль играют учреждения культуры — музеи, музыкальные и художественные школы, библиотеки, театры и т.д.

Театр им. А.В. Луначарского, вокруг которого больше всего шумихи, кроме полноценного вечернего репертуара подготовил летнюю программу для детей из шести сказок. Каждая из них — настоящий спектакль с красочными декорациями, очаровательными костюмами. В них заняты ведущие артисты. И главное: цены на билеты — вполне доступные. И даже более того — дети из Славянска и Донецка, бежавшие от войны, могут приходить (и приходят!) на сказки совершенно бесплатно.

Чтобы появилась такая возможность, дирекции приходится изыскивать дополнительные средства. В том числе вывешивать рекламные баннеры. Кстати, считается, что современный театр вырос из культа бога виноделия Диониса. Так что реклама Инкерманского завода — мера хоть и вынужденная, но вполне понятная.

И еще: работники театра им. А.В. Луначарского с нежностью относятся к скульптуре богини победы и успеха Ники на фронтоне здания. В левой руке она держит лавровый венок, а в правой — фанфару, которой принято чествовать победителей. Скульптура создана в мастерской известного московского скульптора Мотовилова в 1957 году.

Ника осеняет здание театра и напоминает о том, что наши «военные трофеи» могут оказаться ничтожно малыми в сравнении с тем богатством, что мы уничтожим в пылу «праведного гнева». А культура — вещь хрупкая.

ОТ РЕДАКЦИИ:

Мы — за культуру. И это не обсуждается. При этом мы не делим ее на «местную» и «столичную». Культура — она либо есть, либо ее нет. Поэтому, учитывая вышеизложенное, позволим себе скромный комментарий. Он — из сферы юриспруденции.

В России, на территории которой мы проживаем, принят и действует федеральный закон «О рекламе». Согласно ст. 21, пункт 2, подпункт 6 названного закона, реклама алкогольной продукции не должна размещаться: «…в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений…».

Вот, собственно, и все. Какие еще нужны комментарии?!

Другие статьи этого номера