Вадим Конев — маршал… живописи

Вадим Конев - маршал... живописи

Около четырех десятков лет в Крыму живет и плодотворно работает Вадим Конев — член Петровской академик наук и искусств, Союза художников России и соответствующей Международной федерации, лауреат премий Н.Я. Данилевского и В.М. Клыкова. Проведено 98 персональных выставок в настоящее время 78-летнего живописца. В Москве для показа его картин предоставлялись самые престижные залы, в том числе старого и нового Манежей, в Государственной Думе России, в Совете Федерации, в галерее «Сосны» управления делами президента страны, в мэрии Москвы, а также в доме-музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге, в Верховном Совете Автономной Республики Крым, в Ливадийском дворце…
В минувшую пятницу познакомиться с творчеством Вадима Константиновича получили возможность севастопольцы и их гости. Для этого достаточно побывать в одном из залов Балаклавского центра культуры и досуга, где разместили для обозрения полотна мастера.На церемонии открытия вернисажа Вадим Конев взволнованно рассказал, что с этюдником он объехал многие города и поселки полуострова и везде чувствовал себя как дома. Но особое настроение его охватывает при посещении нашего города. В период Крымской (Восточной) войны прапрапрадед художника защищал Севастополь.

В настоящее время в Инкермане проживает с семьей внук живописца, Дмитрий.

В конце июня на параде детских колясок у центрального входа в городской академический драмтеатр имени А.В. Луначарского правнук живописца, Рома, которому в эти дни исполнился год, занял первое место.

В Инкермане Вадим Константинович внимает звонам расположенного рядом Свято-Климентовского монастыря. Его храмы с золотыми маковками, излучающие настоянный в течение веков дух истории, башни крепости Каламита с вдохновением запечатлены художником на полотне.

Севастопольская тема этим не кончается. Вадим Конев долго кружил по кромкам обрывов, чтобы любителям живописи показать форосский Вознесенский храм с неожиданной точки. Сюжет не нов, а воплощение его свежо. Церковь Вознесения Христова мы видим также на картине с изображением ангела с карающим мечом в руке.

Можно долго всматриваться в многоцветье увенчанной поклонным крестом скалы у Георгиевского монастыря. И там побывал Вадим Константинович с кистями и красками. Его взгляд — неожиданный, почерк — оригинальный, единственный в своем роде. Углубленное знакомство с произведениями настоящего мастера дарит открытия.

— К природе я отношусь с трепетом, ведь это величайшее создание Господа Бога, — сказал Вадим Константинович в интервью «Славе Севастополя».

Творческими лабораториями Вадима Конева были Керчь, Симферополь… В течение последней четверти века он живет в Санаторном. Этот уголок Южного берега Крыма дарит ощущение присутствия некогда живших и творивших здесь русского писателя А.К. Толстого и философа Н.Я. Данилевского. Дыхание их литературного наследия Вадим Константинович передал в полотнах, которые составили тематические выставки «Крым благословенный», «Холмы Тавриды — край прелестный», «Пушкинский Крым», «Чеховский Крым» и другие. Художник вместе со своей супругой, известной крымской поэтессой Людмилой Шершневой, и певицей, народной артисткой Украины Мариной Семеновой в Москве, Санкт-Петербурге и дома устраивал навеянные Крымом вечера поэзии, живописи и музыки. На них оживали слова, мелодии и краски пленительного юга.

Паруса Вадима Константиновича не всегда наполнял попутный ветер. Наверное, многие из нас помнят полыхнувший до неба в марте 2004 года пожар в самом центре Москвы. Горел Большой манеж. В его огне в пепел превратились 107 картин выставки «Крым благословенный» кисти Вадима Конева. В один миг пропали плоды его нелегкого сорокалетнего труда. А в июне того же 2004 года в здании Государственной Думы России открылась новая выставка мастера, посвященная А.С. Пушкину. Где взялись силы, чтобы тут же снова встать у мольберта?

— Что роптать? Москва не раз горела, но вставала на ноги.

На груди художника блестят медаль лауреата и кругляшка с изображением выдающегося полководца Ивана Конева. В Марково Никольского района Вологодской области, где родился Вадим Константинович, насчитывалось больше десятка дворов представителей ветвистого рода Конева. Прославленный маршал — двоюродный дядя художника. Вот откуда истоки твердости его характера, трудолюбия и настойчивости в достижении поставленной цели.

После окончания Чебоксарского художественного училища Вадима Конева призвали в армию. Если заходит речь о срочной военной службе, Вадим Константинович отмечает, что его койка в казарме стояла почти рядом с койкой ставшего впоследствии знаменитым бардом Юрия Визбора. После увольнения в запас молодого художника пригласили на работу в редакцию газеты «Полярная правда». Местное книжное издательство привлекло Вадима Конева в качестве оформителя. В 1966 году его альбом гравюр «Заполярье мое» получил высокую награду на проходившем в канадском Монреале Всемирном конкурсе.

Нынешняя выставка в Балаклаве — 99-я в творческой биографии Вадима Конева. Вне сомнений, на ней он не остановится. Будет и сотый вернисаж и очень скоро, и 110-й, и 120-й… В том же эксклюзивном интервью «Славе Севастополя» Вадим Конев поделился планами на ближайшее будущее. С гордостью он сказал, что в 1854-1855 годах Севастополь стойко защищали от англо-франко-турецких пришельцев воины Вологодского пехотного полка. Но Вадим Константинович собирается писать картину, посвященную не менее близкому его сердцу Белозерскому пехотному полку. Возможно, это будет триптих, ведь славные витязи этого полка сражались и на Куликовом поле, и на полях сражений с Наполеоном, и у стен Севастополя.

Вадим Константинович силен и в пейзаже, и в натюрморте, и в портрете (центральное место на выставке отведено портрету молодого Ивана Конева в родном Белозерске). Получится у мастера по существу первое в его творчестве батальное полотно, с которого на нас будут смотреть воины-белозерцы.

Фото автора.

Другие статьи этого номера