Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 12o

Скорости Станислава Шулина, или Соло «второй скрипки»

ВЕЖЛИВЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫВ нынешнем марте многие электронные печатные СМИ обошла заметка, в которой один из старших офицеров ВМС Украины делился впечатлениями от визита в его подразделение тех самых, ставших мгновенно знаменитыми на весь мир, «вежливых...

ВЕЖЛИВЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫ

В нынешнем марте многие электронные печатные СМИ обошла заметка, в которой один из старших офицеров ВМС Украины делился впечатлениями от визита в его подразделение тех самых, ставших мгновенно знаменитыми на весь мир, «вежливых людей». То ли в оправдание себе, то ли в упрёк собственному высшему командованию, наплевательски относившемуся к боевой подготовке Вооружённых Сил «незалежной», капитан 2 ранга с обидой и в деталях поведал о действиях неприятеля. Помимо высокой слаженности и чёткой координации действий «захватчиков», его поразило оружие, с которым они заявились занимать вверенную ему войсковую часть. «Такое оружие, — вспоминал украинский офицер, — я видел только в компьютерных играх!».Вдумчивый украинский читатель тут же понимал, что против миролюбивых украинских военных действовал какой-то российский суперспецназ, личная гвардия Путина…Короче, как с такими воевать простым украинским хлопцам? Понятное дело, никак…

Своими воспоминаниями о «супер-оружии» и «суперспецназе» гораздо позже, когда все уже благополучно закончилось, поделился севастополец, офицер запаса, участник и один из организаторов новейшей в историческом исчислении обороны Севастополя Станислав Шулин. Этого человека многие горожане впервые увидели на трибуне рядом с народным мэром Алексеем Чалым в тревожные дни нынешней крымской весны.

Затем его встречали в разных частях города и Крыма по разным поводам уже как представителя Координационного Совета Севастополя. Впрочем, многие севастопольцы, особенно жители Северной стороны и сельской зоны Нахимовского района были хорошо знакомы со Станиславом Михайловичем и раньше. Сегодня мы беседуем с С.М. Шулиным как с постоянным представителем Федерального агентства «Ростуризм» Министерства культуры Российской Федерации, помощником премьер-министра Крыма…

— Относительно супероружия. Проясните ситуацию, Станислав Михайлович.

— Ситуация простая. На следующий день после памятного всем севастопольцам митинга на площади Нахимова 23 февраля я пришёл к Алексею Михайловичу Чалому. «Такое дело, Алексей Михайлович, — сказал я, — у нас на Северной есть люди, человек 50, многие служили в войсках, на флоте, в МВД, опыт имеется. Есть охотники, так что с оружием обращаться умеем. И ещё мы играем в страйк-болл, таким образом и боевая слаженность присутствует, пусть в игровом бою, но тем не менее… Надеюсь, этим мы сможем быть полезны родному городу!» Эта идея оказалась весьма кстати. Таким образом возникла группа самообороны Севастополя «Гранит». Вместе с другими группами мы держали оборону на блокпостах, перекрывая дороги к городу, координируя действия, помогали тем самым «вежливым людям». Форма у нас была практически неотличимая, а вот оружие — своё собственное, страйкболльное… Заметка эта про «пришельцев с бластерами» мне попадалась на глаза, и офицера того помню. Собственно, он ведь по сути прав — такого оружия нет ни у одной армии мира, только у нас, в группе «Гранит». Мы и сейчас с ним периодически «воюем»…

— То есть сыграли как по нотам?

— Скорее, это была импровизация на заданную тему. Без репетиций.

— Выходит, кто-то из вас, то ли «Гранит», то ли «вежливые люди», остался славой обделён?

— Ни в коем случае. Одно дело делали, мы на своём участке, они на своём, а победа в итоге общая, как и Крым, и Севастополь у нас общие. Собственно, и маски у нас, в отличие от «оригинальных» спецназовцев, были скорее в качестве общей экипировки, для повышения значительности (кстати, сработало ведь!), а вообще нам в своём городе скрывать было нечего. Я в один из дней встречал в аэропорту Симферополя журналистку Первого канала Ираду Зейналову. Наши парни тогда блокировали часть на Бельбеке. Приехали мы туда со съёмочной группой, они начали снимать сюжет для программы новостей и поинтересовались, мол, кто мы есть и откуда. Севастопольцы, отвечаем. А маски можете снять? Без проблем! А документы показать можете? Пожалуйста, вот паспорт с местной пропиской. Так оно в действительности и было, все свои. Я, например, 45 лет назад родился в роддоме N 2 в Стрелецкой. Там же получил и свою первую медаль. За то, что родился севастопольцем. Вернее, медаль, конечно, получила мама за рождение нового севастопольца. Люди постарше помнят, была такая традиция в городе, очень хорошая, считаю…

— Ну, парню из «Стрелки» прямая дорога в училище Нахимова, ЧВВМУ…

— Родители мои были преподавателями музыки и, естественно, сына своего видели в будущем так или иначе связанным с культурой и искусством. Потому я занимался в музыкальной школе по классу скрипки, что создавало мне дополнительные трудности в общении со сверстниками на улице. Как-то скрипка в дворовой компании авторитета не добавляла… Мои ровесники и люди постарше помнят неотъемлемую часть жизни севастопольских пацанов — разборки район на район. «Матюха» на «Стрелку», «Стрелка» на «Лётчики», тогда ещё вовсе дикую окраину — новостройку… В общем, скрипка мне не мешала принимать самое активное участие в общественной уличной жизни. В итоге, оценив мои перспективы как музыканта и подрастающего хулигана, мама приняла мудрое, как я сейчас понимаю, решение отправить меня на учёбу в Московскую военно-музыкальную школу, по сути это то же суворовское училище, но на музыкальной основе. Каждый класс — не только воинское подразделение, но и полноценный военный оркестр, где семь лет я прослужил-проучился флейтистом. Кстати, несмотря на огромный конкурс при поступлении — около двадцати человек на место — среди двухсот воспитанников школы, отобранных со всего огромного Советского Союза, было трое севастопольцев. За годы учёбы мне удалось (впрочем, попробовал бы я отвертеться!) поучаствовать в самых разных грандиозных мероприятиях — только в военных парадах на Красной площади маршировал пять раз, именно парадная «коробка» наших оркестров открывала прохождение военных колонн.

Запомнился Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1985 году, где мы также выступали. Всем очень нравилось — дети-музыканты в военной красивой форме… И звучали мы, и выглядели весьма интересно и необычно, а для иностранцев — так вовсе экзотика! Школа, между тем, давала очень хорошее музыкальное образование, после окончания выпускникам лежала прямая дорога в Московскую государственную консерваторию на военно-дирижёрский факультет. Я окончил школу с отличием, и на вступительных экзаменах (собственно, на единственном экзамене!) мне предстояло всего лишь выиграть программу выпускного экзамена школы…

— В итоге военным дирижёром вы так и не стали…

— Не стал. Но не по профессиональным качествам, а по семейным обстоятельствам — к тому времени я уже успел жениться, и жена моя Оксана была студенткой-филологом в Луцком пединституте. Естественно, и учёбу мне хотелось продолжить где-нибудь поближе к молодой супруге. «Где-нибудь поближе» называлось Львовское высшее военно-политическое училище, единственный в Советском Союзе вуз, который готовил для армии и флота военных журналистов и культпросветработников. Для того чтобы стать его курсантом, мне пришлось год отслужить «срочником» в Краснознамённом Московском военном округе. В итоге я проучился, уже будучи молодым отцом, четыре года во Львове, в 1992 году отказался принимать украинскую присягу, написал рапорт на отчисление и окончил переводом в Москву Военно-политическую академию имени Владимира Ильича Ленина. Так что отношения с Вооружёнными Силами у меня сложились непростые, извилистые и замысловатые, как скрипичный ключ, и не всегда в мажорной тональности. Собственно, и офицером мне пришлось пробыть недолго: начало 90-х, полуразваленный, полуразворованный, непонятно чей флот — кому особо нужен лейтенант-культпросветработник?! Тут своя музыка! Вердикт: «За штат!» За штат с двумя малолетними детьми и женой, учительницей русского языка, в неожиданно ставшем украинским городе?! Я второй раз в жизни написал рапорт на увольнение и занялся бизнесом. Тогда это так громко называлось — занялся бизнесом. В общем, зарабатывал на жизнь семье где и как мог. Получил в те годы второе высшее образование — теперь уже экономическое. Жизнь тогда легко превращала моряков — в брокеров, а музыкантов — в экономистов. В общем, флейту пришлось сменить на калькулятор.

«НО ЖИЗНЬ ТОГДА БЫЛА ТАКОЙ…»

Девяностые годы теперь уже прошлого века стали для Севастополя временем сюрреалистического абсурда с элементами экономического кошмара. О тогдашнем уровне инфляции и, соответственно, об уровне благосостояния народонаселения красноречиво свидетельствует постановление украинского Кабмина от 8 марта 1994 года, по которому «от щедрот» госпредприятиям Севастополя разрешалось повысить зарплату своим сотрудникам, но не более чем в 10 800 (!) раз по сравнению с 1990 годом….

— Политикой я никогда не думал заниматься, но жизнь тогда была такой, что понять, где проходит грань между политикой, экономикой и обычной повседневной жизнью, было практически невозможно. Была в городе Партия защитников Отечества. Мы занимались организацией курсов профессионального переобучения уволенных в запас офицеров (а таких в Севастополе было очень много и далеко не пенсионного возраста!), пытались решить проблему обеспечения их жильём… Я, кстати, сам прожил с семьёй много лет в коммуналке, где постоянно менялись соседи — та ещё весёлая жизнь была! Рассчитывать следовало исключительно на самих себя. Решить глобальные задачи государственного уровня было вне нашей компетенции, но проблемы местного масштаба — вполне по силам: добивались выплаты задолженностей по зарплате работникам совхоза им. Полины Осипенко, контролировали справедливое распаевание земли для жителей сельской зоны Нахимовского района. Короче, боролись с местными чиновниками (и вполне успешно) на каждом участке. Хотя часто за каждой проблемой и города, и государства стояли одни и те же люди…

— Не о Ринате Ахметове ли речь?

— И о Ринате Леонидовиче, и о местных чиновниках, которых он щедро прикармливал, рассчитывая накормить весь город угольной пылью.

Несостоявшийся, к большому счастью для Севастополя, угольный терминал наглядно показал, что можно вполне успешно бороться и с «владельцем» Донбасса даже при наличии «пятой колонны» в самом городе. Кстати, на мой взгляд, борьба севастопольцев против «угольной шахты» послужила своеобразной репетицией февраля нынешнего года, когда фактически весь город поднялся против доморощенных фашистов, а местные высокопоставленные предатели ещё раз попытались пойти против народа. Пересказывать все перипетии противостояния «Севастополь против Ахметова», думаю, нет смысла — все проходило на глазах у горожан. Я тогда возглавлял общественную организацию «Экоправо». Мы проводили митинги, пикеты, разоблачали так называемые «общественные слушания», когда судьбу всего города пытались решить всеобщим «одобрямсом» на собрании, где присутствовали практически только чиновники и работники самой «Авлиты». У меня в то время, мягко говоря, сложились очень напряжённые отношения с начальником службы безопасности ахметовского предприятия, бывшим сотрудником СБУ. Похоже, он считал меня личным врагом… Я человек не злой и не агрессивный, но, видимо, чаша терпения переполнилась. И не у меня одного. Такие чувства, уверен, испытывали и большинство севастопольцев, когда в город пришла «русская весна», когда мы выгнали из города русской славы киевскую хунту. При всем этом я и сейчас не испытываю никакой неприязни ни к украинцам, ни к Украине как стране. Но я очень не люблю украинское государство, особенно такое, каким оно стало в последнее время.

«СЕВАСТОПОЛЬЦЫ ДОЛЖНЫ ОСОЗНАТЬ: СЕВЕРНАЯ СТОРОНА И БЛИЗЛЕЖАЩИЕ СЕЛА — ЭТО НАШ КЛОНДАЙК!»

В жизни Северной стороны Севастополя за последнее время было два заметных события: строительство терминала стивидорной компании «Авлита» и, существенно раньше, переход по наплавному мосту русских войск из осаждённого англо-французской коалицией города. Во всяком случае, именно эти события чаще всего выдаёт Интернет по запросу «Северная сторона. Севастополь». Других заметных событий вроде как и не было.

— Станислав Михайлович, на Северной хорошо жить сегодня? Вы, кстати, сами-то живете на Северной стороне?

— У меня дом в Орловке, и там жить хорошо. Но могло бы быть гораздо лучше. Долгие годы, особенно после развала СССР, район развивался не благодаря, а вопреки, как-то хаотично и во многом бессмысленно. Назовите сейчас любую городскую проблему, подчёркиваю — любую! — ЖКХ, транспорт, торговля, медицина, и каждый житель Северной стороны и близлежащих сел подтвердит: у нас «коэффициент проблемности», если так можно выразиться, можно умножать в разы!

Но севастопольцы должны осознать: Северная сторона и близлежащие села — это наш Клондайк! И здесь я ни на толику не преувеличиваю. Я имею в виду уровень потенциального богатства и степень его неосвоенности. Сочетание развитого (пока, к сожалению, только потенциально!) морского курорта с километрами отличных пляжей, сельхоззоны, производящей продукты прямо к столу этого курорта, и отлаженной транспортной инфраструктуры даст великолепный эффект. Это и новые рабочие места, и хороший заработок для всех занятых в этой сфере, и качественные дороги, и порядок на улицах района. А лечебно-оздоровительные свойства наших земель? К счастью, сегодня мы с большой долей уверенности можем говорить, что все это обязательно будет в ближайшее время. Не «может быть», а обязательно будет. Это я уже вам ответственно заявляю как официальный представитель Федерального агентства «Ростуризм» в Крыму и Севастополе, информация самая достоверная и, что называется, из первых рук… Кстати, сейчас мы планируем создать некоммерческую организацию «Фонд пилотных проектов», в «отцах-основателях» которого будут и Министерство культуры России, и Федеральное агентство «Ростуризм», и Национальная корпорация развития туризма, и, возможно, правительство Севастополя. Сватают меня на должность президента этого фонда…

— Можно будет поздравить с назначением! Вы еще и помощник председателя Совмина Крыма Сергея Аксенова. Будете менять место работы?

— Я буду продолжать работать в прежней должности уже хотя бы потому, что «Ростуризм» не делит Крым на Севастополь и Симферополь. Субъекты федерации разные, а курорты и туристы все крымские. Все свои. И в общем контексте развития крымских курортов и территорий развитие инфраструктуры Северной стороны Севастополя находится на одном из первых мест. В ближайшее время начнёт полноценно работать аэропорт «Бельбек», в работе — проект строительства моста через Севастопольскую бухту, суперсовременного оптового аграрно-продовольственного рынка , который поможет не только стабилизировать цены, но и значительно их снизить…

— Это реально?

— Абсолютно реально. Есть ещё несколько очень интересных проектов. В целом же программа развития Северной стороны рассчитана не на один год, и вот так, в двух-трёх словах, пересказать её просто невозможно. Думаю, к этому вопросу следует вернуться отдельно и поговорить более подробно. Так что на Северной стороне и в близлежащих селах в обозримом будущем жить станет значительно лучше.

— Дом-то в Орловке у вас хороший, большой?

— Небольшой, но хороший. Уже хотя бы потому, что строил я его вместе со своими сыновьями. Старший сын, правда, такой же, как и я, строитель самодеятельный, он юрист по образованию, зато младший — без пяти минут дипломированный архитектор. До последнего времени он учился в Харькове, но поскольку отец его внесён киевскими властями в «чёрный список врагов Украины», то неприятности коснулись и его лично. Я также «невъездной» для США и Евросоюза. Теперь как «сын врага народа» доучиваться и защищать диплом парень будет в знаменитом Московском архитектурном институте. Кстати сказать, особого огорчения я как-то по этому поводу у него не заметил. Что же, если «европейской» Украине не нужны архитекторы — пусть строит в России. Заказчики, по крайней мере в Севастополе, у него есть, и один дом уже строится по его проекту. Уверен, что и в будущем без работы в Крыму архитектор не останется — строить будем много.

— Парадоксальная складывается ситуация: представитель «Ростуризма» в самом туристическом регионе России даже как турист, не говоря уже о деловых поездках, не может въехать в Европу. Как вы это оцениваете?

— Как признание заслуг перед Родиной. И даже доволен таким запретом. Во-первых, там из «невъездных» хорошая компания подобралась, сплошь достойные люди. А во-вторых… Если в Большом Крымском Оркестре, исполнявшем увертюру к «Крымской Весне» я сыграл не главную партию, а всего лишь «вторую скрипку», — то сыграл, по крайней мере, чисто, не сфальшивил.

На снимках: председатель Госкомитета по транспорту Госдумы России Евгений Москвичев и Станислав Шулин обсуждают вопрос строительства моста через Севастопольскую бухту; Станислав Шулин в Кремле во время подписания Договора о вхождении Севастополя и Крыма в состав России.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ