Во время памятных событий конца зимы — начала весны нынешнего года в высоких городских и флотских инстанциях получили письма из Санкт-Петербурга от вчерашней краснодипломной выпускницы консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Александры Зарянкиной. Она просила предоставить ей возможность дать в Севастополе несколько благотворительных концертов. Саша считала, что они помогли бы его жителям справиться со свалившимися на их плечи испытаниями.- Что иное могла предложить людям певица, обладающая драматическим сопрано? — сказала Саша в беседе с корреспондентом «Славы Севастополя».
— Очень любопытно…
— Ничего любопытного здесь нет. Музыкой серьезно я начала заниматься с шести лет. Росла я в глуши…
— Ленинградская область… и вдруг глушь.
— Деревня Бурмакино находится от Тихвина на расстоянии 70 километров. Глушь, где музыкальную школу, и ту закрыли. Но остались некоторые педагоги, например, преподавательница игры на фортепиано Ольга Благородова. Моим родителям она сказала, как отрезала: «С такими крохами я не занимаюсь. Пусть подрастет». Все-таки Ольга Михайловна позволила себя уговорить, согласилась, видимо, из уважения к моему отцу, Сергею Александровичу, в прошлом киношному звукооператору и моей маме, Людмиле Викторовне, бухгалтеру. Через пару лет Ольга Благородова сказала родителям: «Я научила Сашу всему, на что была способна».
— А ведь могла потянуть еще годок, ради какого-никакого приработка.
— Не было такого. Ольга Михайловна меня очень любила, и это чувство было взаимным. «Везите девочку в Тихвин, в музыкальную школу», — посоветовала она.
— Хорошенькое дело: «везите в Тихвин». Близкий свет, ведь до райцентра 70 километров.
— Моим родителям приходилось выкраивать время на поездки на машине в Тихвин. Сначала один раз в неделю, затем — чаще. В музыкальной школе не без труда верстали персонально расписание занятий таким образом, чтобы в течение дня я проходила все дисциплины: фортепиано, хор, сольфеджио… Были моменты, когда больше времени я проводила в тихвинской музыкальной школе, чем в общеобразовательной. Последняя, кстати, находилась в двух километрах от родной деревни, в поселке Шугозеро.
— Дальше ваш путь прогнозируемый: музыкальное училище, консерватория.
— При поступлении в музыкальное училище передо мной встала дилемма: фортепиано или вокал. После долгих раздумий выбрала вокал. Мне очень везло на педагогов. В Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова…
— Везет вам не только на педагогов, но и на Римского-Корсакова. Ведь этот великий композитор родом из Тихвина.
— У музыкального классика достойные наследники. Я занималась по классу вокала у Ирины Богачевой.
— Чем она знаменита?
— Ирина Петровна — народная артистка СССР. В пик своей карьеры она с успехом пела не только в ведущих отечественных оперных театрах, но и в «Ла Скала» и «Метрополитэн-опере».
— Как жаль, что таких исполнителей заслоняют пропагандируемые телевидением эстрадные певцы, пусть даже и талантливые.
— Ирину Богачеву знают во всем мире настоящие ценители музыкального искусства. К ней мечтают попасть учиться. Мне несказанно повезло быть в числе ее воспитанников.
— Училище вы окончили с красным дипломом…
— И консерваторию — тоже.
— Дальше что?
— Занимаюсь концертной деятельностью. В оперном театре родной консерватории исполнила партию Татьяны в постановке оперы Чайковского «Евгений Онегин». Меня приглашают на престижные международные конкурсы вокалистов, на некоторые из них сама подаю заявки. Таким образом побывала в Германии, Франции, Англии, Италии, Испании, Финляндии, в некоторых других странах мира.
— Вижу, вы уже успели собрать большую коллекцию грамот, дипломов — свидетельств побед в творческих конкурсах.
— Меня удостоили второй премии в Германии по итогам проводимого там конкурса так называемой летней академией. В родном Санкт-Петербурге я была третьей на проводимом Международном конкурсе имени Шопена. Но продолжают волновать душу первые победы, добытые в юном возрасте, например, «Гран-при», который в 2003 году был мне присужден на всероссийском конкурсе-фестивале «Золотой петушок». В 2005 году мне сопутствовала удача в Иваново и Таллинне, где проводились конкурсы «Серебряные голоса» и «Маленькая опера». Это первые значимые успехи, поэтому запомнились, поэтому особо дороги.
— К чему стремитесь? Чего хотите достичь?
— Хочется петь в хороших театрах, в то же время сохранить свободу, чтобы давать, как в настоящее время, концерты. От концертной площадки до зрителя проложен самый короткий путь. Хочется, чтобы люди любили классику так же, как люблю ее я. Она того стоит.
— У вас возникло желание в пиковый момент новейшей истории Севастополя по-своему поддержать его жителей. Понимаю ваши патриотические чувства. Что было еще, кроме этих благородных чувств?
— В 2000 году мне исполнилось 13 лет. В этом возрасте на мою долю выпало большое счастье приехать летом в Севастополь в составе хора тихвинской музыкальной школы. Наши выступления включили в программу празднования Дня Военно-Морского Флота. Нас тепло принимали. Мы славно отдохнули. Теплое ласковое Черное море привело нас в полный восторг. Я влюбилась в Севастополь. С тех пор с нетерпением ждала очередное лето, чтобы снова приехать в ваш замечательный город.
В 2008 году, будучи уже первокурсницей консерватории, я приехала в Севастополь вместе с родителями. В то лето произошла памятная встреча. На пляже «Омега» я встретила своего будущего мужа, капитана 3 ранга. С Камчатки, где он служит, приехал отдохнуть в город, где живет его мама.
— Чем впечатлили вы капитана 3 ранга?
— Это надо его спросить… Хотя я знаю, знаю, чем. Он говорил мне, что сначала услышал мой смех, а потом лишь увидел. На следующий день я гуляла по Приморскому бульвару с подругой. И совершенно случайно встретились с ним. Мы поздоровались.
— Чем он обратил на себя ваше внимание?
— Мне понравился его голос…
— Какова судьба ваших обращений к севастопольским властям с предложением дать у нас благотворительные концерты?
— Всех опередила Татьяна Великодворская — пианистка и композитор. Она похвалила меня за отличную идею. Спросила, зачем аккомпаниатор, если она живет в Севастополе. Ушло немного времени на согласование программы концерта.
— Какие произведения вы в нее включили?
— Произведения Сен-Санса, Гранадеса, Римского-Корсакова, Чайковского, Дунаевского, Соловьева-Седого («Вечер на рейде»), Листова («Севастопольский вальс»). Мне пришлись по душе романсы Татьяны Великодворской. Пригласили также поддержать нас «огоньком» дуэт «Каприччио» и ансамбль «Фламенко». 19 июля в 18.00 концерт состоится в малом зале Дома офицеров флота, на следующий день в 10.30 — в большом зале. Вход свободный.
— Таким образом, реализуется ваше намерение дать «сольник» в Севастополе.
— Я очень волнуюсь. Но после первой же взятой ноты все встанет на свои места. Петь в Севастополе — большое счастье и большая ответственность. Ведь это музыкальный мост. Он свяжет два любимых моих города — Санкт-Петербург и Севастополь.
— Желаю вам благосклонности требовательного, но в то же время доброжелательного севастопольского зрителя. Спасибо за беседу.
Фото автора.