ПОРЯДОК МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗЫВУ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ.
Военно-врачебная экспертиза (ВВЭ) в своем развитии прошла большой и сложный путь от элементарных попыток экспертной оценки состояния здоровья до создания стройной научно обоснованной системы медицинского освидетельствования различных контингентов граждан и обеспечивает комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск здоровым и физически крепким пополнением с учетом возрастающих физических и психологических нагрузок на военнослужащих в процессе военной службы.Военно-врачебная экспертиза в соответствии со статьей 61 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проводится в целях определения категории годности граждан по состоянию здоровья к военной службе; причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у граждан с прохождением ими военной службы (военных сборов); определения видов, объемов, сроков осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.
Основополагающим документом при освидетельствовании граждан является «Положение о военно-врачебной экспертизе», утвержденное постановлением N 565 правительства Российской Федерации в 2013 г.
Утверждение нормативных правовых актов по ВВЭ правительством Российской Федерации свидетельствует: о государственной значимости военно-медицинской службы и органов ВВЭ, прежде всего в решении задач комплектования Вооруженных Сил и других войск как в мирное, так и в военное время; о правовом и социальном характере врачебно-экспертных заключений, которые призваны регулировать путем определения категории годности к военной службе и решения других вопросов, специфические правовые взаимоотношения между государством и гражданами, на которых законодательством Российской Федерации возложена обязанность по защите Отечества.
Требования к состоянию здоровья (приложение к «Положению о военно-врачебной экспертизе») разработаны в соответствии с требованиями федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» медицинскими специалистами Министерства обороны РФ совместно с медицинскими специалистами Министерства здравоохранения РФ, что исключило «ведомственный» подход при определении категории годности граждан к военной службе.
Согласно федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе»:
— подлежат призыву на военную службу граждане, признанные «А» — годными к военной службе, или «Б» — годными к военной службе с незначительными ограничениями;
— освобождаются от призыва по состоянию здоровья граждане, признанные:
«Г» — временно не годен к военной службе (предоставляется отсрочка от призыва до 12 месяцев);
«В» — ограниченно годен к военной службе (зачисляются в запас);
«Д» — не годен к военной службе (исключаются с воинского учета).
Основная проблема в комплектовании Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск обусловлена низким психосоматическим здоровьем подростков, а также недостаточными резервами адаптационных возможностей молодого пополнения. Это обусловливает необходимость высокоэффективной системы медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе, тщательного их обследования до призыва и при призыве на военную службу, а также их всестороннего медико-социального изучения в период подготовки к военной службе в рамках единой комплексной программы.
Следует заметить, что клинико-экспертное заключение, выносимое по результатам медицинского освидетельствования, является результатом длительной и кропотливой работы органов здравоохранения, осуществляемой в рамках мероприятий по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности на всех этапах подготовки и проведения призыва на военную службу.
Согласно уже упомянутому выше федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе», обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: медицинское освидетельствование, медицинское обследование и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Исходя из норм закона разработана система медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, которая включает в себя не только мероприятия, проводимые в период работы комиссий при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, но и мероприятия, проводимые во внекомиссионный период: I этап — до первоначальной постановки граждан на воинский учет; II этап — в период медицинского освидетельствования, обследования (лечения) при первоначальной постановке граждан на воинский учет и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий среди поставленных на воинский учет; III этап: а) в период медицинского освидетельствования, обследования (лечения) при призыве граждан на военную службу и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий среди получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение или отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением о категории годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; б) перед направлением в войска — проведение медицинского осмотра.
Принципы медицинского обеспечения призыва реализованы в совместном приказе министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» от 23 мая 2001 г. N 240/168.
Медицинское обеспечение юношей до их первоначальной постановки на воинский учет проводится с 15-16 лет и включает: раннее выявление функциональных нарушений, заболеваний, отклонений в физическом и психическом развитии юношей, а также факторов медико-социального риска возникновения заболеваний (условий учебы, труда, быта и т.д.); разработку и осуществление профилактической работы с юношами в образовательных учреждениях и по месту жительства с динамическим врачебным наблюдением за юношами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, проведение нуждающимся лечебно-оздоровительных мероприятий; систематический анализ состояния здоровья и физического развития юношей, качества и эффективности медицинского наблюдения, разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию медицинского обеспечения.
Особо следует подчеркнуть, что медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу, проводят не военно-врачебные комиссии военных комиссариатов, а привлекаемые для этой работы в комиссию по первоначальной постановке на воинский учет и призывную комиссию врачи-специалисты здравоохранения.
В случае невозможности дать медицинское заключение о годности гражданина к военной службе на месте (т.е. на призывном, сборном пунктах…) указанный гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение. Обследование, медицинское освидетельствование граждан, а также проведение им лечебно-оздоровительных мероприятий в рамках подготовки к военной службе законом отнесены к обязательным мероприятиям подготовки к военной службе. Основная задача, решаемая на каждом из этапов медицинского обеспечения, — повышение уровня здоровья призывников, а также недопущение в войска граждан, страдающих психосоматическими заболеваниями.
Таким образом, объективная оценка состояния здоровья граждан, исполняющих воинскую обязанность, при их медицинском освидетельствовании, требует применения современных достижений медицинской науки и технологий, формирования стандартов медицинского обследования и лечения для различных лечебно-профилактических учреждений. Это позволит улучшить комплектование войск здоровым и практически здоровым пополнением, сохранить на военной службе и предупредить дисквалификацию по состоянию здоровья высоко подготовленных военных специалистов.
В. КОСТЮК, председатель военно-врачебной комиссии военного комиссариата Севастополя.