Договорились? Принимаем? Хорошо

Договорились? Принимаем? Хорошо

Этими словами на состоявшемся в четверг заседании правительства премьер-министр РФ Дмитрий Медведев завершил рассмотрение одного из ключевых вопросов повестки дня — о проекте федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года» — и дал три дня, чтобы «отрихтовать нюансы и внести программу для подписания».
Уже не в первый раз собираются министры и прочие ответственные лица, чтобы утрясти, согласовать, уточнить, подогнать, расширить и углубить, а также получить нагоняй за несвоевременное исполнение. С марта собираются. Поэтому значимость этой федеральной целевой программы трудно переоценить.»Ее выполнение должно полностью синхронизировать жизнь и дальнейшее развитие новых регионов с жизнью всей нашей страны, — отметил Дмитрий Медведев. — Социально-экономические показатели полуострова значительно, то есть в разы, уступают средним по стране. Главная цель этой ФЦП — обеспечить людям в Крыму общероссийские стандарты жизни и условия для устойчивого роста этого региона».

По идее, эта ФЦП должна быть основным документом, полноценным планом интеграции полуострова в российскую экономику и в целом в Российскую Федерацию и дальнейшего развития Республики Крым и города Севастополя, должна снять инфраструктурные ограничения, которые имеются в экономике новых субъектов.

Общий объем финансирования программы — 681 млрд рублей, из которых средств федерального бюджета — 658,2 млрд рублей. Реализация программы предполагается в два этапа. С 2015-го по 2017 год предполагается затратить 377 млрд рублей, на втором этапе, в 2018-2020 годы, — еще 281 млрд рублей.

Ключевым вопросом, который необходимо решить в максимально короткие сроки, является вопрос энергетической безопасности, и на это направление проектом программы предусмотрено 49 млрд рублей. В рамках мероприятий программы будут решены две задачи. Первая — это интеграция энергетической системы в единую энергосистему РФ, что потребует в том числе и развития сетевого комплекса в Краснодарском крае, а также кабельного перехода через Керченский пролив. Вторая — это развитие собственной генерации, которая повысит устойчивость энергетической системы полуострова. Предполагается строительство самих генерирующих мощностей за счет средств частных инвесторов. В рамках этого направления будут осуществлены развитие газотранспортной системы Крымского полуострова и интеграция ее с российской единой газотранспортной системой, а также устойчивое водоснабжение полуострова, ориентированное на собственные водные ресурсы и снятие зависимости от Северо-Крымского канала. На это направление предполагается выделить 66 млрд рублей.

Еще одно важнейшее направление — это развитие транспортной системы Крыма и Севастополя. Конечно, ключевой объем средств в программе сосредоточен на строительстве перехода через Керченский пролив, который должен быть по планам завершен до конца 2018 года. К этому же времени, по словам министра по делам Крыма Олега Савельева, будут готовы подходы, и автомобильный, и железнодорожный. В общем на транспортный переход предполагается более 250 млрд рублей в ценах соответствующих лет. Помимо этого, большое внимание уделено реконструкции и строительству автомобильных дорог — как основных магистралей (в первую очередь на первом этапе это дорога Керчь — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь), так и дорог регионального и муниципального значения. На эти цели предусмотрены средства в размере 112 млрд рублей. Помимо этого, в транспортном комплексе будут обеспечены мероприятия по транспортной безопасности, а также развитие аэродромного комплекса Симферополя и включение в гражданские авиаперевозки аэропорта Бельбек, который позиционируется в качестве аэропорта двойного базирования.

Одним из важнейших условий развития экономики полуострова является привлечение частных инвестиций. Эти частные инвестиции, мы предполагаем, будут как в промышленность (для этого заложены в программе мероприятия по созданию четырех индустриальных парков), так и в туристско-рекреационный комплекс, в том числе на развитие новых туристических кластеров, на что в программе предусмотрено 39 млрд рублей.

В программе сделан акцент и на развитие социальной сферы. Так, в области здравоохранения предполагается как развитие первичного звена и фельдшерско-акушерских пунктов, так и строительство межрегиональных центров и включение их в единую систему оказания медицинских услуг Российской Федерации.

Как пояснил Савельев, ликвидировать очереди в детские дошкольные учреждения планируется по сценарию, который был уже реализован на остальной территории РФ. На эти цели, а также модернизацию школ полуострова до уровня стандартов Российской Федерации, в ФЦП зарезервированы 15 млрд рублей.

Более 10 млрд рублей предусмотрено выделить на решение проблем обустройства мест компактного проживания репрессированных народов. Речь идет о развитии инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, а также об обеспечении жильем нуждающихся жителей этих районов.

Примечательно, что в ходе обсуждения программы по ее параметрам возник ряд разногласий. В частности, по словам замглавы Минфина Сергея Шаталова, у ведомства есть вопросы по большинству рассматриваемых проектов, по форме собственности на объекты и, соответственно, за счет каких источников они должны финансироваться. Кроме того, есть вопросы по оценке предельных расходов, которые заложены в программу.

«Первоначально была заявлена сумма федерального финансирования 651,7 млрд, — отметил Шаталов. — Впоследствии она увеличилась еще на 6 млрд с лишним, но, к сожалению, Минфин не согласовал проект этой программы в силу наличия существенных замечаний, которые мы направили и в Минкрыма, и в Министерство экономического развития. Наши замечания не учтены. Есть вопросы по эффективности использования средств федерального бюджета. Мы предполагаем, что надо сконцентрироваться на первоочередных направлениях, связанных со снятием инфраструктурных ограничений, — это развитие транспортной, энергетической, инженерной инфраструктур. Это потребует примерно 163 млрд рублей. Понятны источники, за счет которых это можно было бы финансировать. Но по большинству тех проектов, которые рассматривались, есть довольно серьезные вопросы, связанные как с формой собственности на эти объекты (и, соответственно, за счет каких источников должно финансироваться), так и с оценкой тех предельных расходов, которые заложены в программу».

«По большинству таких расходов наше сравнение с расходами по аналогичным направлениям на территории России и по другим подобным проектам за пределами России показывает, что во многих случаях эти расходы завышены в 2 раза, а в некоторых случаях еще больше, поэтому мы просили бы доработать эту программу», — отметил замглавы Минфина.

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак выразил недоумение спорами по поводу стоимости ряда проектов в рамках данной ФЦП. Он подчеркнул, что на последнем согласительном совещании была достигнута договоренность с Минфином о том, что все расходы будут производиться только после проверки эффективности. И обратил внимание, что «ни копейки ни на один объект не будет израсходовано, пока не будет положительного заключения (проверки)».

После чего Дмитрий Медведев дал три дня на доработку этих аспектов. «Программа уже подготовлена, ее нужно принимать, иначе у нас развития не будет», — сказал он. И добавил: «Вот эти нюансы нужно отрихтовать за три дня и внести программу для подписания».

Другие статьи этого номера