Татьяна ГРОЗДОВА: «Система ОМС прежде всего направлена на защиту прав пациента…»

Татьяна ГРОЗДОВА: "Система ОМС прежде всего направлена на защиту прав пациента..."

Уже сейчас во всех медучреждениях должны быть объявления о том, куда следует обратиться за разъяснениями, если пациента неправильно обслужили в поликлинике или в больнице потребовали деньги.НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ — 3,5 МЛРД РУБЛЕЙ

В конференц-зале поликлиники N 1 городской больницы N 1 (ул. Адм. Октябрьского, 19) прошло уже два заседания общественной приемной главного управления здравоохранения Севастополя. На таких встречах, которые организуются раз в две недели (по субботам), севастопольцы имеют возможность не только задать имеющиеся вопросы по проблемам оказания медицинской помощи руководству городского здравоохранения и главным врачам городских лечебно-профилактических заведений, но и узнать о том, какие новшества их ожидают в переходный период. Так, о том, какие изменения, помимо реорганизации служб, будут происходить при входе в систему ОМС здравоохранения Севастополя, рассказала директор территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) Татьяна Гроздова.

— Очень много вопросов сегодня касается системы обязательного медицинского страхования и начала работы в этой системе, — сказала она. — Та система, в которой раньше существовал Крым и, естественно, Севастополь, была создана в основном на соплатежах населения. И, к сожалению, финансовые средства на ее развитие государством не вносились. В настоящее время очевидно её огромное отставание от системы Российской Федерации, в которой за последние десять лет сделан огромный рывок вперёд. Наша с вами задача — в течение этого полугодия обучиться жить в новой системе и с 2015 года начать догонять то, что сделано за последние десять лет в Российской Федерации. Задача поставлена серьёзная. Поэтому и пациентов, и тех, кто их лечит, интересует, что же будет происходить сейчас.

Система обязательного медицинского страхования — это система обеспечения государственных гарантий доступной, качественной и бесплатной для населения медицинской помощью. Конечно же, эта медицинская помощь не является бесплатной по факту. Просто у неё другой источник финансирования — не пациент оплачивает лечение, а федеральное правительство определяет финансовые средства, которые необходимы нашему населению.

Расчёт денег, которые мы с вами получим в будущем году в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), исчисляется в зависимости от количества людей, проживающих в Севастополе (сейчас 383 тысячи человек), умноженного на определённые цифры, которые нам даёт правительство по финансированию каждого жителя по системе здравоохранения. Для нас на будущий год финансирование будет примерно 3,5 млрд рублей.

В БОЛЬНИЦАХ НИ ЗА ЧТО ПЛАТИТЬ НЕ НАДО

Далее Татьяна Гроздова рассказала о том, на что могут рассчитывать севастопольцы в 2014 году. По ее словам, выделенные на здравоохранение деньги в город поступили, лекарства у старших медсестёр в отделениях уже есть. И если пациент идёт в больницу на госпитализацию, то лекарственные препараты там ему должны выдать бесплатно. Да и деньги на питание тоже есть.

— Поэтому, если возникают вопросы, что вы за что-то там должны заплатить, смело подходите к постовой медсестре, спрашивайте, куда нужно позвонить, чтобы получить разъяснения, — поясняет Татьяна Гроздова. — Если вам не дали ответа — идите к завотделением, главному врачу, а если и там не получите разъяснений, на каком основании у вас требуют деньги, тогда следующая инстанция — управление здравоохранения и ваша страховая организация, где вы получали полис…

Тем же севастопольцам, у которых нет полиса, Татьяна Гроздова советует не волноваться:

— Даже если у вас еще нет полиса, деньги на ваше лечение все равно уже передали, они в больницах есть, в том числе на питание и на все другие услуги, которые там оказываются именно при госпитализации в стационары. В поликлиниках оплата проводится государством дневного стационара и неотложной помощи (если она вам там проводится). Все физиопроцедуры, массажи осуществляются в поликлиниках бесплатно, а вот лекарственные препараты покупает сам пациент, но лишь в том случае, если он не входит в список льготников.

НА МАТЕРИКОВОЙ РОССИИ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПОЛИС ПОКА НЕ ДЕЙСТВУЕТ

Следующий момент, на котором остановилась Татьяна Гроздова, — это получение медицинской помощи на материковой России в 2014 году теми севастопольцами, которые уже получили полис ОМС.

— В этом году на материковой России ваш полис ещё не гарантирует безоплатной помощи, и вы должны это понимать, — подчеркнула Татьяна Гроздова. — Бесплатно оказывается только неотложная и экстренная помощь (на тех же условиях и мы здесь оказываем помощь россиянам). Но если вам требуется какая-то специализированная или высокотехнологичная помощь, которая в этом году еще не оказывается в Севастополе, то первое, что вы должны сделать, — это обратиться в свою поликлинику, к заведующей, после чего в комитет здравоохранения поступит информация о необходимости получения данным пациентом данного вида помощи. Если вы самостоятельно поедете на материковую часть России, даже имея на руках наш севастопольский полис ОМС, мы не оплачиваем его, потому что в этом году деньги на лечение севастопольцев уже переданы в лечебные учреждения и полис этот финансово не защищен. А уже с 1 января 2015 года, когда мы начнем взаиморасчеты, все полисы будут финансово обеспечены.

Подробно разъяснила Татьяна Гроздова и то, как действовать на территории материковой России тем севастопольцам, которые не имеют на руках страхового полиса:

— К нам с вами сейчас приезжают жители России, и наши медики, наши врачи оказывают им бесплатно медицинскую помощь, не требуя от них полисов. Потому что пока у нас нет системы финансового взаимодействия, действует только бюджетная система финансирования. В то же время наши жители приезжают в Россию, и там у них тоже никто не имеет права требовать полис. А если такое происходит, то нарушаются права гражданина РФ и нашего законодательства. Но при этом хочу еще раз предупредить, что самостоятельный приезд в специализированное лечебное учреждение материковой части России может закончиться для севастопольцев платными услугами, если будет нарушен порядок, который уже существует.

А порядок этот следующий: первое — необходимо обратиться за первичной медико-санитарной помощью, которая оказывается в вашей поликлинике по месту жительства. Второй этап: если в этом есть необходимость, то следует обратиться к специалисту специализированной службы. А далее решается вопрос о необходимости госпитализации либо в больницу Севастополя (решает заведующий отделением), либо в лечебное учреждение материковой части России (решает главное управление здравоохранения города Севастополя). Этот порядок уже введен и действует в рамках Российской Федерации, и все те направления и потоки, которые были здесь до вхождения Крыма и Севастополя в РФ, для нас становятся нелегитимными.

ВСЕ — ЗА ПОЛИСАМИ!

Чтобы вхождение здравоохранения в систему ОМС произошло как можно быстрее, по словам Татьяны Гроздовой, сегодня необходима помощь жителей Севастополя. Прежде всего абсолютно все севастопольцы должны получить полисы до конца года. И сделать это можно в офисах двух крымских медицинских страховых компаний: для физических лиц — в офисах, расположенных по адресам: проспект Нахимова, 15, проспект Победы, 12, улица Ленина,17, и в посёлке Каче (можно не только лично оформить полис, но и принести заявления на оформление от родственников). Для юридических лиц офис находится на ул. Ленина, 19 (принимаются коллективные заявки от предприятий). Кроме того, скоро откроются офисы в Балаклаве, Инкермане и в Гагаринском районе (об этом будет сообщено дополнительно). Оформляется полис от 15 до 20 дней (по законодательству — до 30 дней). И каждый получивший на руки такой полис единого образца имеет право уже с 1 января 2015 года получить медицинскую помощь в любой точке Российской Федерации.

— В первую очередь это касается неотложной и экстренной помощи, — поясняет Татьяна Гроздова. — Если вы приезжаете, допустим, к детям, которые живут на материковой части России, то и плановую помощь по этому полису вы можете получить. Если же у вас возникают какие-то проблемы с получением такой помощи, то первый звонок надо сделать в страховую организацию, выдавшую вам полис, а второй — по телефону «горячей линии» территориального фонда страховой медицинской организации, который начнет работать с начала следующего года. Но в этом году, если у кого-то что-то намечено и вам говорят, что для этого вы должны приехать на материковую Россию с полисом, — сообщите нам, какое это лечебное учреждение и какой врач вам об этом сказал. Мы тут же выйдем на федеральное правительство, чтобы поставить этот вопрос в должное правовое поле.

«ЕСЛИ ВРАЧ ЗАБИРАЕТ У ПАЦИЕНТА ДЕНЬГИ, ДОВЕРЯТЬ ЕМУ СВОЁ ЗДОРОВЬЕ НЕЛЬЗЯ»

Далее Татьяна Гроздова обратила внимание присутствующих на то, что переходный период является непростым для всех. И если для населения он направлен только в положительную сторону (бесплатное лечение, бесплатные лекарства, модернизация системы здравоохранения, улучшение условий лечения и т.д.), то для медицинских работников переход к новым системам — это очень сложный процесс.

— Если раньше какие-то минимальные средства поступали в больницу и распределялись по остаточному принципу, то сейчас мы сначала авансируем больницы, а потом за каждым пациентом еще идут и те деньги, которые выделены федеральным фондом, — сказала Татьяна Гроздова. — Это даст возможность поднять уровень зарплаты медработникам (у нас она сейчас уже соответствует РФ и держаться будет на таком же уровне). Поэтому никому уже не надо заниматься взиманием денежных средств. Это будет просто непорядочно со стороны врачей, которые работают в государственной службе. Пациенты очень часто боятся сделать замечание врачу (я сама врач и хорошо все это понимаю), но когда из вашего кармана ваш лечащий доктор забирает деньги — поверьте, доверять ему своё здоровье нельзя. Я в этом полностью уверена! Поэтому если не будет активности со стороны жителей Севастополя, то мы никогда с вами не организуем эту систему. Естественно, будут противоборства, но если сегодня-завтра и до 1 января мы все это не сдержим, переход в систему ОМС будет очень жестким. За все нарушения на больницы, на руководителей будут накладываться финансовые санкции и, соответственно, будут уменьшаться зарплаты медработников.

Система ОМС прежде всего направлена на защиту прав пациента. Во всех медучреждениях должны быть объявления о том, куда следует обратиться за разъяснениями, если кого-то неправильно обслужили в поликлинике или в больнице потребовали деньги. Об этом должны позаботиться главные врачи, потому что, как правило, все жалобы и недовольства системой возникают тогда, когда человек чего-то не понимает. И второй момент, при некорректном обращении, некачественном лечении пациент всегда может обратиться в страховую организацию, в которой он получил полис ОМС.

С 1 января 2015 года защиту прав застрахованных и проверку качества оказания медицинской помощи будет полностью осуществлять территориальный фонд ОМС. То есть страховая организация постоянно будет вести проверки качества оказания медицинской помощи, контрольно-ревизионное управление территориального фонда будет контролировать работу главного врача (куда он распределяет поступающие средства) и проводить мониторинг зарплат медработников (чтобы они были достойными и врачи не занимались взиманием средств с пациентов).

В то же время вся система полностью нацелена на решение всех тех вопросов, которые возникают у граждан. То есть гражданин имеет право обратиться и в течение 30 дней получить письменный ответ по тому вопросу, который его интересует, по той проблеме, которая его затронула как пациента.

«СЕВАСТОПОЛЬЦЫ ДОСТОЙНЫ ЛУЧШЕГО, ЧТО ЕСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Так завершила свое выступление Татьяна Гроздова:

— …В одном из эфиров мне задали вопрос: «Татьяна Юрьевна, вы распространяете недостоверные данные. Наши полисы будут оплачиваться: через месяц, через полгода, через год мы что-то все равно будем платить!» В связи с этим хочу сказать следующее: да, мы приехали из России. Но Севастополь уже стал нашим родным городом, и мы очень хотим, чтобы у всех севастопольцев была нормальная система здравоохранения и чтобы все в законном варианте могли бы получить то, что получают даже не все люди в Российской Федерации, на ее материковой части.

Особенность Севастополя заключается в том, что, войдя на остановке в автобус или троллейбус, беременная женщина, пожилой человек или инвалид может рассчитывать, что ему уступят место. А если этого не происходит, тут же задается вопрос: «А кто здесь севастополец?» Когда я это услышала впервые, то была поражена тем патриотизмом, с которым севастопольцы относятся к своему городу. Поэтому и в медицине должно быть точно так же: полис бесплатен, заявка на него бесплатная, никаких платежей делать не надо! Аферистов и тех, кто хочет опорочить эту систему, поверьте, много. Они уже сейчас появляются, рассылают какие-то смс-сообщения: придите туда, принесите то… Это неправда!

Сейчас наши поликлиники начинают работу по учету населения. Это делается для того, чтобы правильно рассчитать деньги, которые потребуются поликлинике на оказание медпомощи тем, кто к этой поликлинике приписан. Поэтому севастопольцам следует определиться, в какой поликлинике они хотели бы обслуживаться. Для этого каждому необходимо обратиться в регистратуру и написать заявление, что вы хотите обслуживаться именно здесь. В зависимости от количества пациентов поликлиника получит деньги на их обслуживание, что позволит руководителю определиться, на что направить эти средства, чтобы качественно оказывать медицинскую помощь.

…Мы с вами находимся в очень сложной ситуации. Мы, крымчане, не просто российские граждане, на нас смотрят те страны, которые не хотят, чтобы здесь было нормальное цивилизованное общество, чтобы у нас как можно больше рождалось здоровых детей и чтобы наши люди жили как можно дольше. Но мы будем делать всё, чтобы так и было. А для этого необходимо работать сообща.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера