КП «Энергосервис»: «Очень тяжело, но мы пока справляемся»

КП "Энергосервис": "Очень тяжело, но мы пока справляемся"

ОНИ ОБСЛУЖИВАЮТ СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ ВНУТРИДОМОВЫЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ.
Около семи лет в городе действует предприятие, главной целью которого является содержание внутридомовых электросетей. Наши дома были возведены большей частью в далекие 50-60-е годы, а потому их инфраструктура износилась. В немалой степени это утверждение относится и к электросетям, и каждый раз, когда в городе случается авария, севастопольцы видят рядом электромонтеров именно КП «Энергосервис». О том, как отразился процесс возвращения полуострова в Россию на этой сфере, мы поговорили с заместителем директора коммунального предприятия Олегом КОНОНОВЫМ.Для обслуживания внутридомовых электросетей городским советом Севастополя в 2005 году было принято решение о создании коммунального предприятия «Энергосервис». Более года продолжались организационные мероприятия, и с 2007 года предприятие отвечает за 72% электрических сетей жилищного фонда. Это почти 2,2 тыс. многоквартирных домов с более чем 77,4 тыс. квартир, а также ряд трансформаторных подстанций.

Собственником предприятия являлся городской совет, поэтому «Энергосервис» частично финансировался из бюджета, а частично — за счет так называемого «расщепления» (выделения части платы в пользу КП) из квартплаты горожан. По словам представителя предприятия, севастопольцы не совсем четко понимают, что на самом деле они отдельно (публичному акционерному обществу «Энергетическая компания «Севастопольэнерго») платят за потребленную электроэнергию и отдельно (через свои ремонтно-эксплуатационные предприятия) — за содержание внутридомовых сетей. Так же эту статью расходов оплачивают иные собственники помещений. Например, владельцы или арендаторы салонов и магазинов, расположенных на первых этажах жилых домов, и другие юридические лица.

— Олег Витальевич, что изменилось для предприятия в связи с переходом полуострова и Севастополя в юридическое поле России?

— Действительно, в Российской Федерации совершенно иная юридическая база, отличная от украинского правового поля. Но поскольку в настоящий момент действует переходный период до 1 января 2015 года, мы все еще работаем в том же статусе, как это было на Украине.

Раньше КП финансировал в том числе и бюджет горсовета, но в России предприятия, подобные нашему, должны переходить на хозрасчет. И поскольку собственником коммунального предприятия являлся городской совет, сейчас перерегистрацией должно заниматься правительство города Севастополя. Мы вынуждены просто ждать решения, поскольку не являемся самостоятельными.

— Процессы, которые происходят сегодня в Севастополе, как-то отразились на оказании услуг?

— Наша работа заключается в том, чтобы внешние и внутренние электросети соответствовали действующим нормативам и требованиям. Новых — российских — на сегодняшний день для нас пока еще не устанавливали. Поэтому если определить основную задачу в упрощенном виде просто как необходимость выполнить некий комплекс технологических операций, чтобы все работало, то наши электромонтеры выходят на вызовы и следят за сохранностью электросетей, а поломки оперативно исправляются. То есть в этом плане все остается по-прежнему.

— В чем видите главные трудности, стоящие перед предприятием?

— Наверное, самая главная проблема всех коммунальных предприятий — это, конечно же, недофинансирование. Поэтому штат монтеров недоукомплектован, их зарплаты очень низкие, а на выезды люди отправляются на автомобиле «Таврия» (переднеприводной микролитражный автомобиль особо малого класса. — Авт.). Иногда детали, необходимые для какого-либо текущего ремонта или восстановительных работ после аварии, просто не помещаются в нее.

Что же касается поля приложения наших сил, то смотрите: средний возраст жилищного фонда в Севастополе — 60 лет. Оборудование электросетей мало того что технически устарело, оно совершенно износилось. За время эксплуатации ни разу не проводилась даже частичная замена внутридомовых электрических сетей. При этом средний срок эксплуатации кабельной и электротехнической продукции — 15 лет. Считайте, что все сроки вышли уже в четвертый раз. При этом нагрузка на внутридомовые сети постоянно растет: число электроприборов увеличивается, а сети остаются прежними — рассчитаны на электронагрузки середины 50-х годов прошлого века.

Еще нюанс. Электрические сети, принимаемые в городскую собственность, — это большей частью сети, от которых собственники отказались, например, из-за ликвидации предприятий, воинских частей и так далее. Все это создает такое давление на наш бюджет, что наивно даже рассчитывать, что он способен это выдержать. Ведь техническому персоналу нашего предприятия вменялись в обязанности лишь текущий ремонт и штучная замена элементов сетей.

— И в каком состоянии сейчас бюджет КП «Энергосервис»?

— На сегодняшний день дебиторская задолженность перед бюджетом составляет около 750 тыс. грн. То есть город сегодня должен нам порядка 2,5 млн рублей. Это по правилам, которые действовали ранее. У нас провели проверку законности расходования средств, и мы ее прошли. То есть она показала, что деньги, которые мы потратили на текущий и аварийный ремонт сетей, были взяты из наших зарплат, налогов и прочих расходов. Но сейчас никто определенно не скажет, когда они к нам поступят и поступят ли вообще.

Не все гладко и с теми деньгами, которые в нашу пользу честно платили горожане. «Расщепление» из квартплаты (отчисления горожан на содержание электросетей. — Авт.), которую севастопольцы платили последние полгода, тоже к нам доходило лишь частично. Конечно же, это был не злой умысел, просто пока шли все пертурбации с местной почтой, через которую эти суммы поступали, рэпы получали их на свои счета и в некоторых случаях, увы, распоряжались по собственному усмотрению.

Есть другие проблемы, связанные именно с нарушением старых экономических связей вообще и переходным периодом в частности. Например, нам сейчас очень непросто заниматься ремонтом, потому что те же кабели большого сечения пока в Севастополь «в запас» просто не поступают. Только по пред-оплате, а это, естественно, порождает проблемы со сроками. С нашими нынешними финансовыми возможностями сейчас все очень непросто.

Комментарий специалиста

Если сгорели вдруг: телефон, холодильник, утюг

Как поступить юридически грамотно, если в вашем доме сгорела аппаратура и вы предполагаете, что причина связана с электропроводкой, например со скачком напряжения в сети. Об этом рассказывает ведущий юрисконсульт КП «Энергосервис» Александр КИССА.

— Хочу в первую очередь обратить внимание читателей на такой момент. Опыт показывает, что в большинстве случаев электроприборы горят не тогда, когда работают, а когда находятся в так называемом «спящем» режиме. То есть, например, телевизор вы отключили, но он по-прежнему находится в сети (чаще всего об этом сообщает красный светодиод на лицевой части корпуса). И вот находясь именно в таком состоянии, он уязвимее всего (в случае нештатной ситуации, связанной с напряжением). То же самое — с зарядкой для ноутбука, компьютером и так далее. Поэтому логичнее было бы перед уходом из дома выдернуть штекер из сети. Скажем так, во избежание…

Этого, конечно, не сделаешь с холодильником. Если в момент скачка напряжения его мотор будет работать, то, скорее всего, с ним ничего не случится. А если нет, то вполне может сгореть. Тут уже отключение — не выход, и единственный вариант защититься — это установить специальное оборудование в щитовой или в собственной квартире. Но вернемся к тому, из-за чего это происходит. Я не электромонтер, а юрист, но в силу объективных причин стараюсь вникать и в эти моменты тоже, поэтому научно, может, и не смогу объяснить, но попробую донести мысль понятно (улыбается).

Электросеть в каждом отдельном доме или подъезде — это единое целое. И если в одной квартире фиксируется максимальная нагрузка (включено много мощных приборов), а в другой она минимальная (при этом все они в силу объективных факторов все равно выходят за пределы расчетных параметров), то сеть старается это напряжение перераспределить. Вот в этом момент аппаратура чаще всего и не выдерживает.

И теперь мы подходим к ситуации, когда самое худшее случилось и электротехника сгорела. Сразу после несчастья потребителю необходимо написать заявление или позвонить в нашу диспетчерскую. Мы в КП на каждый такой факт реагируем — выезжает специалист. Он об аварии составляет акт, и если в ситуации есть наша вина, то вполне возможно, что мы покроем убытки в добровольном порядке. Но наша твердая позиция такова: платить должно виновное лицо, поэтому покрывать чью-то чужую вину за собственный счет не станем. Наши технические возможности нередко позволяют четко установить виновного. Не всегда со стопроцентной вероятностью, но все равно довольно часто.

Фото автора.

Другие статьи этого номера