ОНИ ОБСЛУЖИВАЮТ СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ ВНУТРИДОМОВЫЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ.
Около семи лет в городе действует предприятие, главной целью которого является содержание внутридомовых электросетей. Наши дома были возведены большей частью в далекие 50-60-е годы, а потому их инфраструктура износилась. В немалой степени это утверждение относится и к электросетям, и каждый раз, когда в городе случается авария, севастопольцы видят рядом электромонтеров именно КП «Энергосервис». О том, как отразился процесс возвращения полуострова в Россию на этой сфере, мы поговорили с заместителем директора коммунального предприятия Олегом КОНОНОВЫМ.Для обслуживания внутридомовых электросетей городским советом Севастополя в 2005 году было принято решение о создании коммунального предприятия «Энергосервис». Более года продолжались организационные мероприятия, и с 2007 года предприятие отвечает за 72% электрических сетей жилищного фонда. Это почти 2,2 тыс. многоквартирных домов с более чем 77,4 тыс. квартир, а также ряд трансформаторных подстанций.
Собственником предприятия являлся городской совет, поэтому «Энергосервис» частично финансировался из бюджета, а частично — за счет так называемого «расщепления» (выделения части платы в пользу КП) из квартплаты горожан. По словам представителя предприятия, севастопольцы не совсем четко понимают, что на самом деле они отдельно (публичному акционерному обществу «Энергетическая компания «Севастопольэнерго») платят за потребленную электроэнергию и отдельно (через свои ремонтно-эксплуатационные предприятия) — за содержание внутридомовых сетей. Так же эту статью расходов оплачивают иные собственники помещений. Например, владельцы или арендаторы салонов и магазинов, расположенных на первых этажах жилых домов, и другие юридические лица.
— Олег Витальевич, что изменилось для предприятия в связи с переходом полуострова и Севастополя в юридическое поле России?
— Действительно, в Российской Федерации совершенно иная юридическая база, отличная от украинского правового поля. Но поскольку в настоящий момент действует переходный период до 1 января 2015 года, мы все еще работаем в том же статусе, как это было на Украине.
Раньше КП финансировал в том числе и бюджет горсовета, но в России предприятия, подобные нашему, должны переходить на хозрасчет. И поскольку собственником коммунального предприятия являлся городской совет, сейчас перерегистрацией должно заниматься правительство города Севастополя. Мы вынуждены просто ждать решения, поскольку не являемся самостоятельными.
— Процессы, которые происходят сегодня в Севастополе, как-то отразились на оказании услуг?
— Наша работа заключается в том, чтобы внешние и внутренние электросети соответствовали действующим нормативам и требованиям. Новых — российских — на сегодняшний день для нас пока еще не устанавливали. Поэтому если определить основную задачу в упрощенном виде просто как необходимость выполнить некий комплекс технологических операций, чтобы все работало, то наши электромонтеры выходят на вызовы и следят за сохранностью электросетей, а поломки оперативно исправляются. То есть в этом плане все остается по-прежнему.
— В чем видите главные трудности, стоящие перед предприятием?
— Наверное, самая главная проблема всех коммунальных предприятий — это, конечно же, недофинансирование. Поэтому штат монтеров недоукомплектован, их зарплаты очень низкие, а на выезды люди отправляются на автомобиле «Таврия» (переднеприводной микролитражный автомобиль особо малого класса. — Авт.). Иногда детали, необходимые для какого-либо текущего ремонта или восстановительных работ после аварии, просто не помещаются в нее.
Что же касается поля приложения наших сил, то смотрите: средний возраст жилищного фонда в Севастополе — 60 лет. Оборудование электросетей мало того что технически устарело, оно совершенно износилось. За время эксплуатации ни разу не проводилась даже частичная замена внутридомовых электрических сетей. При этом средний срок эксплуатации кабельной и электротехнической продукции — 15 лет. Считайте, что все сроки вышли уже в четвертый раз. При этом нагрузка на внутридомовые сети постоянно растет: число электроприборов увеличивается, а сети остаются прежними — рассчитаны на электронагрузки середины 50-х годов прошлого века.
Еще нюанс. Электрические сети, принимаемые в городскую собственность, — это большей частью сети, от которых собственники отказались, например, из-за ликвидации предприятий, воинских частей и так далее. Все это создает такое давление на наш бюджет, что наивно даже рассчитывать, что он способен это выдержать. Ведь техническому персоналу нашего предприятия вменялись в обязанности лишь текущий ремонт и штучная замена элементов сетей.
— И в каком состоянии сейчас бюджет КП «Энергосервис»?
— На сегодняшний день дебиторская задолженность перед бюджетом составляет около 750 тыс. грн. То есть город сегодня должен нам порядка 2,5 млн рублей. Это по правилам, которые действовали ранее. У нас провели проверку законности расходования средств, и мы ее прошли. То есть она показала, что деньги, которые мы потратили на текущий и аварийный ремонт сетей, были взяты из наших зарплат, налогов и прочих расходов. Но сейчас никто определенно не скажет, когда они к нам поступят и поступят ли вообще.
Не все гладко и с теми деньгами, которые в нашу пользу честно платили горожане. «Расщепление» из квартплаты (отчисления горожан на содержание электросетей. — Авт.), которую севастопольцы платили последние полгода, тоже к нам доходило лишь частично. Конечно же, это был не злой умысел, просто пока шли все пертурбации с местной почтой, через которую эти суммы поступали, рэпы получали их на свои счета и в некоторых случаях, увы, распоряжались по собственному усмотрению.
Есть другие проблемы, связанные именно с нарушением старых экономических связей вообще и переходным периодом в частности. Например, нам сейчас очень непросто заниматься ремонтом, потому что те же кабели большого сечения пока в Севастополь «в запас» просто не поступают. Только по пред-оплате, а это, естественно, порождает проблемы со сроками. С нашими нынешними финансовыми возможностями сейчас все очень непросто.
Если сгорели вдруг: телефон, холодильник, утюг
Как поступить юридически грамотно, если в вашем доме сгорела аппаратура и вы предполагаете, что причина связана с электропроводкой, например со скачком напряжения в сети. Об этом рассказывает ведущий юрисконсульт КП «Энергосервис» Александр КИССА.
— Хочу в первую очередь обратить внимание читателей на такой момент. Опыт показывает, что в большинстве случаев электроприборы горят не тогда, когда работают, а когда находятся в так называемом «спящем» режиме. То есть, например, телевизор вы отключили, но он по-прежнему находится в сети (чаще всего об этом сообщает красный светодиод на лицевой части корпуса). И вот находясь именно в таком состоянии, он уязвимее всего (в случае нештатной ситуации, связанной с напряжением). То же самое — с зарядкой для ноутбука, компьютером и так далее. Поэтому логичнее было бы перед уходом из дома выдернуть штекер из сети. Скажем так, во избежание…
Этого, конечно, не сделаешь с холодильником. Если в момент скачка напряжения его мотор будет работать, то, скорее всего, с ним ничего не случится. А если нет, то вполне может сгореть. Тут уже отключение — не выход, и единственный вариант защититься — это установить специальное оборудование в щитовой или в собственной квартире. Но вернемся к тому, из-за чего это происходит. Я не электромонтер, а юрист, но в силу объективных причин стараюсь вникать и в эти моменты тоже, поэтому научно, может, и не смогу объяснить, но попробую донести мысль понятно (улыбается).
Электросеть в каждом отдельном доме или подъезде — это единое целое. И если в одной квартире фиксируется максимальная нагрузка (включено много мощных приборов), а в другой она минимальная (при этом все они в силу объективных факторов все равно выходят за пределы расчетных параметров), то сеть старается это напряжение перераспределить. Вот в этом момент аппаратура чаще всего и не выдерживает.
И теперь мы подходим к ситуации, когда самое худшее случилось и электротехника сгорела. Сразу после несчастья потребителю необходимо написать заявление или позвонить в нашу диспетчерскую. Мы в КП на каждый такой факт реагируем — выезжает специалист. Он об аварии составляет акт, и если в ситуации есть наша вина, то вполне возможно, что мы покроем убытки в добровольном порядке. Но наша твердая позиция такова: платить должно виновное лицо, поэтому покрывать чью-то чужую вину за собственный счет не станем. Наши технические возможности нередко позволяют четко установить виновного. Не всегда со стопроцентной вероятностью, но все равно довольно часто.
Фото автора.