Депутаты Государственной Думы выступили с законодательной инициативой о применении норм трудового права на территории Крыма и Севастополя в переходный период.Депутаты Государственной Думы А. Жуков, А. Исаев, М. Тарасенко и член Совета Федерации В. Рязанский внесли законопроект «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в переходный период».
Подготовить законопроект депутатам пришлось после проведенного анализа соответствия действовавшего до 21 февраля 2014 года трудового законодательства Республики Крым положениям российского законодательства. Как оказалось, имеются значительные отличия, ухудшающие положение граждан при получении гарантий и компенсаций.
В пояснительной записке к проекту федерального закона разработчики отметили, что отпуск крымчан короче, чем у жителей материковой России. В частности, по действовавшему до 21 февраля 2014 года законодательству, в Автономной Республике Крым и Севастополе ежегодный основной отпуск предоставляется работникам продолжительностью 24 календарных дня, по Российскому законодательству — 28 календарных дней. Правда, как сказано в законопроекте, «ежегодные оплачиваемые отпуска работникам, заключившим трудовые договоры до вступления в силу настоящего федерального закона, в 2014 году предоставляются продолжительностью, определенной в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, действовавшими на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, до принятия их в Российскую Федерацию». То есть до конца 2014 года «гулять» будем постарому.
Среди наиболее важных тем документа — потеря работы крымчанами по воле собственников предприятий. Так, депутаты выяснили, что «имеются предпосылки высвобождения работников с предприятий, организаций, учреждений в связи с их перерегистрацией, нахождением учредителей на территории Украины, которые не приняли решения о дальнейшей деятельности на территории Республики Крым».
В севастопольских реалиях сухие строки пояснительной записки к законопроекту подтверждаются сотнями безработных, появившихся после того, как ряд украинских олигархов, имевших бизнес в городе-герое, отказались от его дальнейшего ведения. Многие безработные отправились в городской центр занятости за получением государственной поддержки. И, как подтвердили «Славе Севастополя» на «бирже труда», эта проблема действительно очень актуальна для города.
Положениями предложенного законопроекта его разработчики обеспечивают сохранение установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий трудовых прав работников при реорганизации (смене собственника) и ликвидации предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Отдельно в проекте закона прописана защита работников, занятых на вредных производствах. Документом предусмотрено сохранение установленных ранее компенсаций на переходный период за работу во вредных и(или) опасных условиях труда по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест. Размеры компенсации в переходный период предоставляются с особенностями.
В частности, если трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрены более высокие компенсации по сравнению с законами и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, действовавшими на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, то применяются положения трудового законодательства Российской Федерации. Если законами и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, действовавшими на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, предусмотрены более высокие компенсации по сравнению с трудовым законодательством Российской Федерации, то в переходный период применяются положения законодательства Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя.
Важно, что, согласно второй статье законопроекта, трудовые договоры, заключенные с работниками, осуществляющими трудовую деятельность на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, до вступления в силу настоящего федерального закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями трудового законодательства Российской Федерации не позднее 1 января 2015 года. Условия указанных трудовых договоров, не соответствующие трудовому законодательству Российской Федерации, прекращают действие с 1 января 2015 года.
В целости и сохранности депутаты ГД РФ решили оставить крымчанам их трудовые книжки. «Трудовые книжки работников, оформленные в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, действовавшими на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя до принятия их в Российскую Федерацию, замене не подлежат и ведутся в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации. По желанию работника работодатель оформляет трудовую книжку в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации», — говорится в проекте закона.
Предусмотренные указанным законопроектом положения будут действовать до 1 января 2015 года.
Фото Дмитрия Метелкина из архива редакции.