Timeo Danaos et dona ferentes

Чтобы меня никто не смог заподозрить в агитации за ту или иную партию или кандидата, сегодняшний раздел «Профили» будет написан в стиле великого античного баснописца Эзопа, то есть эзоповым языком. Надеюсь, все поймут меня правильно и сделают единственно верный вывод. Ну что, попробуем поговорить на очень серьезную тему несерьезным языком аллюзий, недомолвок, тропов, перифраз, гипербол, эвфемизмов, литот, фразеологизмов, метафор и идиом в самой «баснописной» рубрике «Профили», точнее — «очертание лица вполоборота от зрителя». Единственные требования к читателю — 18+, IQ не ниже 90 и желание изменить мир к лучшему.ГЛАВА 1. ИСХОД

…В одной большой стране случились неслыханная радость и чудо: вернулись два с лишним миллиона ее подданных, долгие двадцать три года плутавшие во мраке. Нет, они не предатели и не изменники, их просто забыли! Такое случается во время стихийных бедствий, войн и переселений народов. И вот — вернулись: уставшие, постаревшие, изголодавшиеся, но не потерявшие Веру и Отечество. И теперь этим людям предстоит честно выбрать своих вождей. Но за долгие годы, проведенные на чужбине, люди разучились отличать черное от белого, разуверились в велеречивых обещаниях своих многочисленных князьков, да и вообще отчаялись найти правду и увидеть свет! Эти несчастные однажды покорно смирились и безропотно поверили своему Поэту, изрекшему: «Нет правды на земле, но правды нет и выше». Так и жили. И жили бы так, если бы Господь не вывел их из тьмы, как много веков назад он вывел израильтян из египетского плена по дну расступившегося Чермного моря (это не описка, море действительно называлось Чермным! Ничего не напоминает? Но ведь мы же договорились рассуждать на языке метафор!). А лидеру вернувшихся на обетованную землю повстанцев — Моисею — Господь на каменных скрижалях вручил десять заповедей.

Каково же было недоумение и возмущение Моисея, когда, спустившись с горы Синай, держа в руках высеченные на камне слова священных заповедей, он увидел свой народ ликующим, танцующим и поклоняющимся Золотому Тельцу. Если уж мы говорим на языке аллюзий, то смысл примерно следующий: не догадываясь о том, что теперь им придется жить совсем по другим законам, люди решили, что гораздо проще и привычнее жить по старому принципу: деньги могут все, и все можно купить за большие деньги! А если чего-то нельзя купить за большие деньги, то это же самое можно приобрести за очень большие деньги. Главное — знать, кому, сколько, когда и за что принести. Могу себе представить гнев Моисея, в сердцах разбившего каменные страницы. Но закон вскоре восторжествовал на втором экземпляре скрижалей. Напомню читателям некоторые статьи из этой первой в истории человечества Конституции:

— не сотвори себе кумира; почитай отца твоего и мать твою; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни вола его, ничего, что у ближнего твоего…

Интересно: многие ли из тех, кто мечтает совсем уже скоро стать нашими вождями, придерживаются этих заповедей и проповедуют их, а не продолжают поклоняться накатанной системе «откатов» и «заносов» Золотого Тельца нужному гуманоиду для получения ощутимого результата?

ГЛАВА 2. «ВОЛКИ В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ»

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы»… (Матф. 7:15-17).

Тут придется разобраться с первичным значением слова «политика», корнями уходящего в античную Грецию, наследниками которой мы являемся в силу географии и истории. Так вот, «политика» изначально — «самоорганизация городской общины». А все действия городского самоуправления были нацелены лишь на одно: процветание полиса в целом и каждого его гражданина в частности! Логично предположить, что севастопольские политики — это люди, ратующие за процветание нашего полиса, за его светлое завтра и счастливое обозримое будущее. (В этом месте, полагаю, многим читателям станет смешно). Назовите мне навскидку десять фамилий городских чиновников, которые ночами не спали в поисках рецептов улучшения жизни горожан, забывая о собственном быте! Назовите гордые имена тех, кто, не щадя живота своего, думает о благополучии ближнего. Здесь уместно привести исторический факт: когда хоронили Сталина, выяснилось, что у него всего одна пара сапог, да и те с протертыми до дыр подошвами. Пришлось срочно их латать! (Интересно, сколько пар обуви у наших будущих вождей?).

Это я к тому, что власть выше денег. Деньги нужны лишь для того, чтобы попасть во власть, а потом они становятся каким-то рудиментом или атавизмом. Простой пример для наглядности: во сколько простому смертному обошелся бы участок недалеко от моря в районе, скажем, Голубой бухты или на Феоленте? Понятно, что сумма неподъемная. Другое дело, если вы во власти: всегда можно создать «сиротский» депутатский кооперативчик, где земля отдается в бессрочное пользование по цене… например, щебенки или песка. Так что еще раз перечитываем цитату из Евангелия от Матфея и тщательно вглядываемся в глаза наших претендентов. И очень критично относимся ко всем лозунгам, обещаниям и намерениям, полагаясь исключительно на собственную интуицию и «внутренний голос», ведь цена вопроса в этот раз очень велика: долгие четыре года жить по законам, которые проникшие во власть «волки» напишут для нас, «овец».

ГЛАВА 3. TIMEO DANAOS ET DONA FERENTES

Звучит, как текст из песен итальянской эстрады восьмидесятых, но на самом деле это — «сто первое китайское предупреждение» для наивных избирателей: бойтесь данайцев, дары приносящих. Изречение приписывают жрецу Лаокоону, когда он увидел огромного деревянного коня на центральной площади своей родной Трои. Что было потом — всем известно. Город пал и был разрушен. По аналогии — не все многочисленные добрые дела наших будущих избранников, о которых красноречиво рассказывают предвыборные листовки, биллборды и бригады агитаторов, могут совершаться искренне, по зову сердца, от желания бескорыстно помочь ближнему. Не будем скрывать, что подобного рода «благотворительность», как правило, носит отчетливый сезонный характер и чем-то напоминает картину Саврасова «Грачи прилетели». На следующий день после оглашения итогов голосования эти «грачи» улетают неведомо куда на долгие четыре года. Поэтому без фанатизма и экзальтации посмотрите на отремонтированные детские площадки, наспех покрашенные фасады домов, раздачу сухпайков и однократные материальные дотации. Все это может оказаться тем самым троянским конем, а нашему полису (да и каждому из нас!) нужна долговременная программа по обустройству жизни. Чтобы мы четко понимали, за что боремся и что ожидает нас по истечении срока действия депутатского мандата. К тому же добрые дела не делаются под звуки фанфар и в определенные даты. Если они от чистого сердца, то и делаются незаметно для окружающих и не приурочены к каким-то датам.

ГЛАВА 4. «КАЖДЫЙ НАРОД ДОСТОИН СВОЕЙ УЧАСТИ»

Это знаменитое изречение принадлежит известному французскому философу, политологу и писателю XVIII века Монтескье и не потеряло своего смысла сегодня. Так вот, каждый из нас должен отдавать себе отчет, что уже очень скоро мы с вами выберем свою участь на ближайшее будущее. То есть впервые за долгие десятилетия нам предоставлено право честного и справедливого выбора своих вождей, которые издадут законы, по которым мы будем жить и исполнять их. Все тот же Монтескье вот так охарактеризовал свободу: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами». По-моему, очень точно и емко. Вот и подумайте, кому из претендентов вы доверите свою свободу! А еще этот философ кратко охарактеризовал основные принципы форм правления: республика — добродетель, монархия — честь, деспотия — страх. Вот и выбирайте, но только не забывайте, что было написано на воротах Бухенвальда: Jedem das Seine («Каждому свое»).

Однако пришло время жить в Севастополе! В том, который мы выберем.

К сему Андрей МАСЛОВ.

P.S. Наши многострадальные бабушки и дедушки внушили нам главный принцип: жить надо ради счастливого будущего детей. А почему бы прямо сейчас нам всем не начать жить ради своего счастливого настоящего?! Ведь если счастливы родители, то их дети и внуки априори будут тоже счастливыми! Как это просто и сложно одновременно…

Другие статьи этого номера