Граф А.С. Уваров в Херсонесе: начало пути

Граф А.С. Уваров в Херсонесе: начало пути

Граф Алексей Сергеевич Уваров (1828-1884 гг.) — выдающийся российский учёный, академик, один из организаторов отечественной археологической науки. Склонность к занятиям археологией в нем воспиталась с ранних лет под влиянием его отца — графа Сергея Семеновича, и знакомства с Погодиным, Грановским и другими историками. Отец будущего археолога, Сергей Семенович Уваров — русский дипломат, чиновник и историк-античник. Его работы в области античной истории и культуры принесли ему европейскую известность. Был хорошо знаком с великим Гёте, другими выдающимися европейцами. С 1833-го по 1849 г. занимал пост министра народного просвещения Российской империи. Автор триады «Православие. Самодержавие. Народность», ставшей воплощением русской монархической идеи.Окончив в 1845 г. курс в Санкт-Петербургском университете, Алексей Сергеевич Уваров довершал свое образование в Берлине и Гейдельберге. В 1848 г. предпринял исследование древностей на юге России и результаты издал на русском и французском языках под заглавием «Исследования древностей Южной России и берегов Черного моря». Первым же своим трудом граф Уваров завоевал себе видное место среди отечественных исследователей.

В начале карьеры молодого археолога его интересы разрывались между тремя направлениями: изучением классических древностей нашего юга, проблемами раннего христианства и археологией восточного славянства. Последнее направление со временем стало основным, но вначале граф отдавал предпочтение первым двум. Поездка на юг, посещение многих городов, включая Севастополь, привели его к убеждению в необходимости проведения стационарных раскопок на территории тогдашнего Свято-Владимирского монастыря, который располагался на месте древнего Херсонеса.

В 1853 г. Алексей Сергеевич решил провести раскопки большой (кафедральной) базилики Херсонеса в северо-восточной части Херсонеса. Прибыв на место, он начал переговоры об условиях раскопок с церковным руководством. Сохранилась переписка учёного с руководителем церкви Таврической губернии митрополитом Илларионом. Пока шли переговоры, граф провёл очень важные исследования за пределами монастыря. Речь идёт о раскопках участка херсонесского городского кладбища (некрополя) в Карантинной балке, известного в средние века под названием «некрополь святых».

А.С. Уваров привлёк к раскопкам лейтенанта Черноморской эскадры Шемякина (история не оставила нам даже инициалов этого офицера), который с 1851 г. проводил самостоятельные раскопки в Херсонесе, в связи с чем у него был конфликт с представителем Одесского общества истории и древностей Захарием Аркасом. Уваров привлёк лейтенанта к своим исследованиям, сделав его распорядителем работ. Вот эти раскопки на некрополе и будут объектом нашего разговора, поскольку они имели большое значение для дальнейших исследований на некрополе, но в летописи раскопок Херсонеса почти не упоминаются.

Среди раскопанных могильных сооружений выделяется один выбитый в скале склеп, стены и свод которого были украшены живописной фресковой росписью по сырой штукатурке. Это довольно обычный по форме херсонесский склеп с входным коридором (дромосом) и погребальными нишами-лежанками. К особенностям склепа можно отнести то, что с двух сторон помещения эти лежанки располагались одна над другой. На чертеже склепа хорошо видно, как скрупулёзно относились в XIX в. к изображению отдельных деталей сооружения.

Теперь о наиболее интересных фрагментах дошедшей до нас живописи. Сохранилась живопись не всюду и не одинаково. На плафоне свода в центре помещен круглый венок, внутри которого находились монограмма имени Христа с А и W по сторонам. От центра к углам идут гирлянды, образующие х-образную композицию. Граф Уваров уже по этому элементу декора склепа определил его принадлежность к первым христианам. Совсем недавно, в 2006 году, наша экспедиция открыла весьма похожий склеп, находящийся в нескольких десятках метров от Уваровского склепа. На его своде изображена очень похожая композиция, отличающаяся, правда, количеством венков и кругов, и также с монограммой Христа внутри венка.

Справа от входа на стене Уваровского склепа — изображение мужской фигуры с утраченными лицом и ступнями. Мужчина одет в короткую тунику, из-под туники видны плотно облегающие ноги штаны. Известный дореволюционный исследователь херсонесской христианской живописи академик М.И. Ростовцев полагал, что это «фигура со свечой», как и на подобном склепе, открытом в 1909 г. на некрополе в Карантинной балке. Как полагал А.С. Уваров, изображение свечей в канделябрах или в руках персонажей было символом света Христа, райского света.

И еще один круг сюжетов склепа связан с картинами райского сада. Это очень интересно выполненные, как сейчас сказали бы, с точки зрения дизайна, изображения в основном райских деревьев с плодами. После открытия склепа с росписями А.С. Уваров высказал убеждение, что это не единственный подобный памятник в Херсонесе и в будущем будут другие подобные находки. Его прогноз блестяще оправдался: к настоящему времени исследовано более десятка таких памятников.

Вспомнить об Уваровском склепе, на мой взгляд, актуально по трём причинам: первая — в этом году 130-я годовщина со дня смерти выдающегося русского учёного графа А.С. Уварова; вторая — 100-летие со дня выхода книги М.И. Ростовцева «Античная декоративная живопись на юге России», которая посвящена среди прочего выдающимся херсонесским склепам с живописной росписью, и, наконец, третья причина — необходимость в сегодняшних условиях принять решение о спасении тех из херсонесских склепов с живописной росписью, которые ещё можно музеефицировать. Пока что безжалостному времени противостояния нет, и склепы стремительно разрушаются.

На снимке: А.С. Уваров.

Другие статьи этого номера