Яркий путь в искусстве…

Яркий путь в искусстве...

Имя народного артиста Украины Анатолия Игнатьевича Подлесного, артиста Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского, хорошо знакомо всем севастопольцам. Сегодня, 17 сентября, он отмечает свой 80-й день рождения.Анатолий Игнатьевич — личность легендарная. В Севастополе живёт и работает с 1957 года. Когда новое театральное здание на проспекте Нахимова торжественно открыло свои двери для севастопольцев и гостей города, главный режиссер формировал творческий состав театра, приглашая выпускников из театральных вузов страны. Анатолий Игнатьевич только что окончил театральный институт и в числе молодых актеров был зачислен в труппу.

Первый спектакль, «Оптимистическая трагедия» по пьесе Всеволода Вишневского, первая роль ведущего, первые слова, обращенные к зрителям, он хорошо помнит: «Кто это? — Наше будущее, наши потомки. Помнишь, это о них мы мечтали на кораблях…» С тех пор прошло 57 лет.

Благодаря своему таланту, огромному трудолюбию, самодисциплине к артисту пришли и слава, и успех, и зрительская любовь. «Театр славился своими спектаклями, творческим коллективом, новая премьера — и в городе праздник! У зрителей праздничное настроение, зал переполнен. В составе труппы — известные корифеи: народная артистка УССР К.В. Волкова, заслуженный артист УССР Е.Ф. Лавровский, заслуженные артисты РСФСР В.В. Афанасьев, В.А. Афонина, С. Рунцова, из молодых — Юрий Максимов, Валентин Рудович, Вадим Остропольский, Владимир Клунный, Галина Грозина, Людмила и Евгений Кара-гяур, Борис Чернокульский и др. А сколько замечательных режиссеров, художников осталось в памяти за эти годы — не перечесть!» — вспоминает Подлесный.

За 57 лет работы свыше двухсот ролей сыграно артистом на сцене родного театра, все они оставили свой след в сердце, с каждой новой ролью — новая ступень творчества. В его репертуаре — разноплановые роли в спектаклях по пьесам русских, советских и зарубежных драматургов, вот некоторые из них: «Поднятая целина» М. Шолохова, «Верность» О. Берггольц, «Офицер флота» А. Крона, «Человек со стороны» И. Дворецкого, «Приезжайте в Звонковое» А. Корнейчука, «Заговор императрицы» А. Толстого, «Идиот» Ф. Достоевского, «ТАСС уполномочен заявить…» Ю. Семенова и др.

Душевная красота и благородство являются неотъемлемой частью его творческого состояния и как человека, и как артиста. В театре он всегда пользовался авторитетом среди коллег, участвовал в общественной жизни коллектива. Имеет много наград. В 1999 году получил звание народного артиста Украины, награжден орденом «Знак почета», медалями «За трудовую доблесть», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «Ветеран труда», «Отличник культурного шефства над Вооруженными Силами СССР», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина», избирался депутатом городского совета, возглавлял комиссию по культуре, был секретарем партийной организации театра.

В 1980 году удостоен диплома им. народного артиста СССР А.И. Бучмы за лучшее исполнение мужской роли (М. Фрунзе в спектакле «Финал» П. Строгова). В 1983 году был отмечен грамотой городского Совета за исполнение роли адмирала Октябрьского в спектакле «Оборона» Б. Эскина. В 1994 году за роль Звездинского в спектакле «Плоды просвещения» А. Толстого был удостоен государственной премии АРК.

Большая и яркая роль Тимирёва в спектакле «Колчак» по пьесе В. Фроловой и М. Кондратенко, поставленной к 300-летию российского флота, была особо отмечена критиками как исторически достоверный, психологически точный образ офицера царской армии.

В 2011 году получал президентскую пенсию.

Огромное количество грамот, дипломов, благодарностей хранится в личном архиве артиста, среди которых поздравления от администрации города, от командующих Черноморским флотом, известных режиссёров, с которыми он был связан в процессе работы над спектаклями.

За последние десятилетия творческой деятельности были работы: Боцман в «Севастопольском вальсе» Е. Гальперина и Ю. Анненкова, Большов в «Банкроте» А. Островского, Мультик в «Вечере» А. Дударева, Отец в «А дальше тишина» В. Дельмара, Цудечкис в «Я вам расскажу за ту Одессу…» М. Серебро, Игорь в «Millenium» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала», Мессершман в «Приглашении в замок» Ж. Ануя, Казарин в «Маскераде, или Заговоре масок» М. Лермонтова, Доктор Корниш в «Медовом месяце в Венеции» С. Моэма и др.

И всё-таки жизнь Анатолия Игнатьевича была не такой простой и лёгкой, как кажется. Его удивительный талант к перевоплощению, музыкальные данные и ответственное отношение ко всему происходящему вокруг формировались с детских лет.

Анатолий Игнатьевич Подлесный родился в 1934 году в городе Ахтырке Сумской области в семье кадрового офицера Игната Ивановича (1906-1943), он был танкистом, участвовал в финской кампании, награжден орденом Красного Знамени. В 1940 году в звании майора Игнат Иванович стал командиром полка, участвовал в Сталинградской битве, погиб в 1943 году в Ростовской области. Мама — Пелагея Ивановна (1911-1993). Война застала семью на украинско-польской границе, когда они находились в летнем военном лагере.

22 июня 1941 года было объявлено о нападении гитлеровцев на Советский союз, все побежали в штаб, была объявлена боевая тревога. Ночью, под бомбежками, в сопровождении солдат срочно увозили семьи. И повезли к границе, разместили в теплушках, а потом отправили железнодорожным составом в глубь страны. На одной из больших станций налетели самолёты, началась бомбёжка, все были закрыты в вагонах, чтобы не разбегались — это было опасно. Ужас, охватывающий людей, передать невозможно. От свиста падающих снарядов закладывало уши. Люди кричали, но не слышали друг друга. Но вагон не был разбит, и они с мамой остались живы. Их эвакуировали в Сталинградскую область, не было ни одежды, ни документов — всё осталось дома, а там уже находились враги.

В 1943 году семью навестил отец, сумевший вырваться на короткий срок. Привёз немного продуктов. Это всё, что осталось в памяти мальчика об отце.

После войны с матерью вернулись домой. За отца получали пенсию, на неё и жили. После окончания десяти классов поступил в Харьковский театральный институт — один из лучших вузов страны. Руководителем курса был народный артист СССР, лауреат Сталинской премии И.А. Марьяненко. Вуз окончил с отличием.

Впереди был Севастополь, с которым его связала судьба. Может быть, поэтому сыну кадрового офицера посчастливилось работать в легендарном городе-герое и ему так удавались роли военнослужащих всех рангов: от рядовых до генералов и адмиралов.

Отвечая на вопрос, как он расценивает свой жизненный путь, Анатолий Игнатьевич сказал: «Вступая в преклонный возраст, кроме теплых слов благодарности своей судьбе и окружавшим людям, оставившим глубокий след в моей творческой и жизненной биографии, хочется сказать спасибо всем друзьям, коллегам, родным и, конечно, зрителям. Театр для меня — это сама жизнь. Я также благодарен судьбе за то, что у меня прекрасная семья: со своей женой Валентиной Васильевной я прожил более полувека, она всегда и во всём поддерживает меня, помогает в сложные моменты жизни своим советом и любовью. Сын Сергей родился и живёт в Севастополе, окончил приборостроительный институт по специальности «инженер-механик». Внучка Алина Кабанова — многократный дипломант международных конкурсов по классу фортепиано, живёт с мужем в Германии, недавно была в гостях у дедушки с бабушкой с правнучкой Маргаритой».

Коллектив театра, друзья и коллеги от всего сердца поздравляют дорогого юбиляра, желают ему здоровья и благополучия. Спасибо вам за ваш яркий, насыщенный жизнью, проникновенный талант, который навсегда покорил севастопольцев.

Г. ПЕРМИНОВА, директор народного музея истории Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского.

Другие статьи этого номера