В жанре эпохи палеолита

Симферопольское издательство «Н. Орiанда» выпустило художественный альбом «Графики Крыма». В нем помещены 260 произведений 35 авторов, живущих в различных городах полуострова. Севастополь в издании представили Владимир Адеев, Лариса Баркалова, Ирина Домбровская, Людмила Левина, Валерий Манин и Татьяна Никольская.Отбор работ для публикации осуществлял известный в Республике Крым искусствовед и фотохудожник Игорь Липунов. В 1972 году он окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В течение пяти лет, вплоть до 2009 года, Игорь Семенович возглавлял в региональной столице галерею «КЭП». За то время он провел около 80 выставок творений современного изобразительного искусства и фотографий.

В последующее пятилетие Игорь Липунов выступал в качестве автора-составителя альбомов: «Академия абстракционизма», «Декоративно-прикладное искусство», «Художники Бахчисарая», «Скульпторы Крыма», «Сюрреалистические мотивы в творчестве художников Крыма»… В этой серии изданий также два года назад увидел свет альбом «Графики Крыма».

Возвращение автора-составителя к этому жанру изобразительного искусства обусловлено рядом причин. Об одной из них в послесловии, помещенном в свежем альбоме, не без горечи он отмечает: «Ни журналы, ни газеты последних десятилетий… практически не публикуют работы художников-графиков, словно их не существует совсем. Автору неизвестны научные статьи, не говоря уже о книгах, посвященных крымским графикам».

По твердому убеждению Игоря Семеновича, графика, как любой иной жанр изобразительного искусства, не заслуживает забвения. Тем более что этот жанр стал самым близким для многих талантливых художников, тем более что «графика — один из самых древних видов творчества, которым человек занимался, можно сказать, всегда». Она сопровождает его, как утверждает Игорь Липунов, с эпохи палеолита.

Владимир Адеев специально для публикации в этом альбоме предложил созданную в текущем году серию работ, посвященных античному Херсонесу. На них с тонким юмором, с озорством изображены бытовые сценки из жизни греков. Вот, например, по рынку шествует состоятельный гражданин в сопровождении раба с покупками. Забавны моменты поклонения Вакху — это участники громких до небес вакханалий. Но открыл свою подборку Владимир Михайлович изумительным, ранее не публиковавшимся видом Аполлоновой балки. Зима, приземистые домишки под шапками снега, зябнувшие, голые деревья. Черное и белое. Природа сама подсказала манеру исполнения моментально возникшего замысла: конечно же графика, конечно же перо, тушь и ватман. Эта работа создана почти полвека назад. Может, от нее пошло увлечение художника творчеством Александра Грина?

Лариса Баркалова живет в Балаклаве. Ее линогравюры «тесно населены». Пластичны фигурки людей, домашних животных. Решаюсь на догадку: Лариса Васильевна расположена к собакам, а особенно — к воспетым Александром Куприным знаменитым балаклавским кошкам. Почти на всех оттисках художницы извиваются грациозные лозы винограда.

Умеют ли художники-абстракционисты работать в реалистической манере? Еще как умеют! Это показала, например, наша Ирина Домбровская. Шариковой ручкой на бумаге Ирина Александровна набросала пейзаж с узнаваемой Михайловской батареей в центре. Остальные работы художницы выполнены в стиле абстрактной живописи. Лично меня, плохо приспособленного к ее восприятию, все-таки впечатлили «Древо жизни», «Воздушный змей», «Рикша»… Стоп-стоп-стоп… Ведь так можно назвать все произведения Ирины Домбровской.

Когда листаешь альбом, невольно складываются иные сюжетные линии. Обратите внимание, читатели: и Владимир Адеев, и Лариса Баркалова, и Ирина Домбровская, и Людмила Левина — все, кроме приехавшего издалека в наш город Валерия Манина, учились в Севастопольской детской художественной школе. Можно говорить о севастопольской школе графики. Мое предположение подтвердил автор-составитель альбома Игорь Липунов. В Крыму, — пишет он, — долгие годы не было такого учебного центра, где графика была бы ведущей дисциплиной, где имелись бы необходимое оборудование и возможность осваивать процессы разных графических технологий. Хотя, по правде говоря, это не совсем так. Судя по собранным в этом альбоме работам севастопольских графиков, таким центром с 1964 года (то есть полвека. — Авт.)

и по настоящее время можно считать Севастопольскую детскую художественную школу. Основу направления заложили прекрасные педагоги Г.А. Арефьев, М.М. Гурьев, Е.А. Кольченко, Т.С. Мажарова, В.В. Яковлев. Они воспитали целую плеяду художников-графиков… Владимир Адеев, Лариса Баркалова, Юрий Бедарев, Владимир Бойченко, Александр Бурцев, Игорь Велигин, Валентин и Наталья Влащенко…»

* * *

Из 35 авторов альбома шестеро — севастопольцы. В альбоме помещена 41 их работа. Вернее — 43. Два произведения — Валерия Манина и Владимира Адеева — украсили обложки замечательного издания.

Другие статьи этого номера