Никита МИХАЛКОВ: «Крым совершенно законно, естественно и логично вернулся в Россию»

Никита МИХАЛКОВ: "Крым совершенно законно, естественно и логично вернулся в Россию"

Завтра в широкий прокат выйдет фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар». Всероссийская премьера картины в минувшие выходные состоялась в Крыму.В воскресенье Севастополь стал третьим городом мира, в котором режиссер Никита Михалков представил публике свой новый фильм «Солнечный удар», снятый по одноименному рассказу Бунина и по мотивам его дневников «Окаянные дни». Бунинская история внезапной, роковой любви русского поручика и прекрасной незнакомки пронизывает фильм о страшных страницах Гражданской войны и исхода российского войска в эмиграцию от черноморского побережья. Теперь, считает Михалков, время возвращаться обратно домой.

В Крыму состоялась большая всероссийская премьера картины, мировая — прошла в Сербии. Почему там — Никита Михалков рассказал в Севастополе.

«Сербия приняла несколько тысяч наших воинов, кстати говоря, самую нищую эмиграцию, у которой не было средств ехать в другие страны. Они ушли из Крыма в Сербию, теперь наши герои должны вернуться сюда. Круг должен замкнуться, — сказал режиссер. И не удержался от шутки: — Премьера — это день рождения картины, а день рождения принято праздновать среди друзей, поэтому мы выбрали Белград, а не Брюссель».

Возможно, последний Никита Сергеевич и имел в виду, когда говорил в Севастополе о дне сегодняшнем и «насупленных бровях». «Великий потрясающий мир юга России — Крым — совершенно законно, естественно и логично вернулся в Россию. Через тяжелые десятилетия. Этот вопрос нужно было решить еще 23 года назад, что было бы честно и справедливо. Но он решился сложнее, через мучительные годы. Но это логика историческая, и я свято верю, что на этот раз и никогда больше никто не сможет посягнуть на Крым. Ну а если захочет, то смотреть на это нужно будет, насупив суровые брови», — сказал Михалков.

Между тем то, что происходит в современной украинской истории, заставило съемочную группу внести правку в картину. Так, севастопольский зритель, присутствовавший на премьерном показе, не смог идентифицировать для себя, в каком же городе юга России проводят свои последние дни главные герои картины — русские офицеры. Вот знаменитая одесская лестница, по которой так узнаваемо, но уже по-михалковски, катится детская коляска. Но не Одесса! Чего-то не хватает… На пресс-конференции мэтр пояснил: «Коляска — это цитата и поклон Сергею Михайловичу Эйзенштейну. Это одесская лестница. У нас было написано в титрах: 1920 год, ноябрь, юг России, Одесса. Почему мы убрали эту надпись и стерли Дюка? Потому что после событий, которые произошли в Одессе в мае этого года, мы стали опасаться за людей, которые снимались в картине. То безумие, которое там происходило, те бесчинство и бесчеловечность могли просто навлечь на этих людей, потрясающе работавшую массовку, очень серьезные последствия. Мы убрали слово Одесса, хотя снимали там. Но ведь абсолютно точно все это могло происходить где угодно: в Симферополе, Гурзуфе, Севастополе. Здесь, собственно, это и было. С Графской пристани уходил Врангель и уводил с собой войска».

От того, что происходит сегодня в нашей жизни, зависело и название картины. Фильм получил имя не из увесистых дневников Бунина, а из пусть и гениального, но совсем небольшого рассказа писателя. «Я бы не пошел смотреть фильм «Окаянные дни», у нас их и так сейчас хватает. Поэтому — «Солнечный удар». Но весь фильм отвечает на вопрос: «Как это случилось?» Мелочами, маленькими деталями: взял взяточку в десять рублей, потом фотографию поменял; батюшка просит десять рублей, потому что офицер из Москвы, — вот из этого строится все. Нас интересовало отражение мира в капле росы, а не наоборот. Из этих капель в результате вылилось огромное море боли», — говорил Михалков.

И, конечно же, о роли интеллигенции в истории: «С попустительства русской интеллигенции произошли и февральская революция, и Гражданская война, и 91-й год, и 93-й год. Я не против оппозиции, но оппозиция должна трезвить власть, а когда оппозиция занята только тем, чтобы эту власть «слить», то в такой стране, как Россия, это катаклизм мирового, космического значения. Это другая страна, с ней нельзя поступать вот так, по щелчку!.. Столыпин гениально сказал в свое время: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Сегодня великие потрясения нужны тем, кому есть куда уехать, а великая Россия нужна тем, кто хочет в ней остаться».

Кстати, кроме полноэкранной версии фильма в 180 минут зрителя ждет и сериал. Для ВГТРК уже почти готовы 5 серий картины по 45 минут. Причем, как рассказал Михалков, в сериале есть новые люди и новые повороты.

В тему

Российские фильмы должны сниматься на Ялтинской киностудии

Об этом заявил на пресс-конференции в Севастополе режиссер Никита Михалков.

«Есть идея восстановления Ялтинской киностудии. Это первая русская студия в стране. Первый русский фильм — «Оборона Севастополя» Ханжонкова — был снят на Ялтинской киностудии. На территории Крыма должны сниматься российские фильмы, здесь все для этого есть», — заявил режиссер. По мнению Михалкова, первая киностудия России в России достойна того, чтобы она стала полигоном для молодой режиссуры. «Она должна быть мощной, обладающей мощной аппаратурой, транспортом, средствами связи, монтажными средствами. Здесь должен быть центр молодого кино», — считает Михалков.

Режиссер также рассказал о планах проведения в Крыму фестиваля «Святая Анна». Следующей осенью в Крыму пройдет международный кинофестиваль «Евразийский мост», где будут представлены картины из стран СНГ, Китая, Индии, Латинской Америки. На пресс-конференции Михалков представил публике президента фестиваля — драматурга и режиссера Виктора Мережко.

Фото Владимира Докина.

Другие статьи этого номера