В рамках 5-й международной конференции «Водолазное дело России» был заслушан доклад инженера аварийно-спасательного отряда Черноморского флота Российской Федерации, заслуженного военного специалиста РФ капитана 1 ранга запаса Василия Беха «Об особенностях судоподъема БПК «Очаков», сообщили из департамента информационной политики и информационных ресурсов правительства Севастополя.Василий Бех вспомнил о событиях «крымской весны»: «В первых числах марта 2014 года с целью предотвращения выхода кораблей ВМСУ из озера Донузлав был применен приём, знакомый многим из истории Крымской войны. У входа в озеро Донузлав были затоплены ранее списанные три водолазных судна и большой противолодочной корабль «Очаков». Таким образом, выход в море кораблям Южной военно-морской базы ВМСУ был прегражден».
Но если на то, чтобы затопить «Очаков», ушло всего 80 минут, то чтобы поднять его, понадобилось несколько месяцев упорного труда, много сил и средств.
Проект подъема корабля был разработан в апреле 2014 года научно-исследовательским институтом спасения и подводных технологий ВМФ «Военно-морская академия» (Санкт-Петербург), а реализован — военнослужащими кораблей судоподъемного отряда, водолазами аварийно-спасательного отряда, специалистами 13-го судоремонтного завода Черноморского флота Российской Федерации и предприятия «Севзапканат». Ежедневно в три смены в водолазных и других работах принимали участие около ста специалистов. Было изготовлено 23 тонны канатов, которые в Севастополь доставили транспортными самолетами, а в Донузлав — грузовыми КамАЗами. Вдоль борта корабля для подъема грузов двигался 100-тонный кран. С целью герметизации корабля установили более 400 металлических пластырей. Для осушения его отсеков применялись гидравлические, инжекторные и электрические насосы общей производительностью более шести с половиной тысячи кубометров в час.
«Около двадцати лет на Черноморском флоте не проводилось подобной масштабной операции по подъему корабля. Но она не только увенчалась успехом, но и дала возможность молодому поколению приобрести бесценный опыт сплоченной работы при проведении мероприятий подобного уровня. Корабль водоизмещением 8,5 тысячи тонн и длиной почти 180 метров был поднят и отбуксирован к одному из причалов Донузлава до принятия решения о его дальнейшей судьбе», — сказал в заключение инженер аварийно-спасательного отряда Черноморского флота Российской Федерации Василий Бех.