Где-то между Оренбургом и Тывой…

Где-то между Оренбургом и Тывой...

УЖЕ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ В СЕВАСТОПОЛЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВВЕДЕН ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ.
Севастополь потихоньку продолжает адаптироваться в российских реалиях и интегрироваться в них. На состоявшейся во вторник сессии законодательного собрания Севастополя в повестку дня вошли всего два вопроса: о транспортном налоге и о создании группы для подготовки закона Севастополя о местном самоуправлении.Что касается последнего, то, по оценке заместителя председателя заксобрания Александра Кулагина, самоуправление есть, но как оно должно действовать и как взаимодействовать с исполнительной властью — неизвестно. Поскольку эти отношения законодательно не регламентированы. Подготовить «правила игры» и была призвана рабочая группа, в которую вошли представители законодательного собрания, правительства Севастополя и внутригородских муниципальных образований. Обсуждение подготовленного состава рабочей группы получилось коротким, голосование за список — единогласным: 20 из 20 присутствовавших депутатов.

Столь же единогласно проголосовали в первом чтении и за законопроект о транспортном налоге, который представлял заместитель губернатора, заместитель председателя правительства Севастополя — директор департамента экономической политики и финансов Алексей Еремеев.

Транспортный налог относится к региональным налогам. Его величина, порядок и сроки уплаты, формы отчетности, а также налоговые льготы устанавливают органы законодательной власти субъектов РФ, в нашем случае — законодательное собрание Севастополя. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Севастополе в зале заксобрания сильно уходить в дебри (спускаться на воду и подниматься в небеса) не стали и на сессии говорили исключительно о налоге с автотранспортных средств.

Как заявил Алексей Еремеев, законопроектом предлагается все автотранспортные средства разделить на несколько категорий, каждой из которых определить свою ставку транспортного сбора в зависимости от количества лошадиных сил. Разделили на пять категорий…

Самой массовой из них — автомобилям с мощностью двигателя до 100 л.с. — предлагается установить налоговую ставку транспортного сбора в 5 рублей за каждую «лошадку». Чем мощнее двигатель, тем выше ставка. Так, законопроектом предполагается, что владелец авто с мощностью двигателя от 100 до 150 лошадиных сил заплатит 10 рублей за каждую «лошадку», от 150 до 200 — 36 рублей за каждую лошадиную силу, от 200 до 250 — 75 рублей, свыше 250 л.с. — 100 рублей за каждую. И так далее. Определенные налоговые ставки предложено установить и для других автотранспортных средств: мотороллеров, мотоциклов, автобусов, грузовых автомобилей…

Поскольку, по словам Еремеева, при подготовке законопроекта использовался опыт многих субъектов России, то тут стоит отметить, что в большинстве из них автотранспорт по мощности двигателей также разбит на пять категорий. Но в некоторых регионах есть исключения.

Например, в Республике Коми приняты семь мощностных категорий. И за 2014 год ставка транспортного налога на легковушки с мощностью двигателя до 70 л.с. там составляет 5 рублей (с каждой лошадиной силы), от 70 до 85 л.с. — 10 рублей, от 85 до 100 л.с. — 15 рубликов.

По семь категорий в Кировской и Нижегородской областях. Но там за авто мощностью до 45 л.с. платят по 15 рублей. Дальше — больше: до 85 л.с. — 18 рублей, до 110 «лошадей» — два червонца… Есть свои «находки» в Алтайском крае (у авто до 90 л.с. — налог 8 рублей за «лошадь»), в Калужской области (до 80 «лошадок» — 5 рублей за л.с.).

А вот в столице России — восемь мощностных категорий, начинающихся со 100 «лошадок» (12 рублей за каждую, а в прошлом году было 7) и добавляющих к каждому следующему классу по 25 л.с. Но и в Москве, и в Коми владельцы машин с мощностью движка за 250 л.с. платят одинаково — по 150 рублей за «лошадь».

В некоторых регионах при уплате транспортного налога учитывается и возраст авто. Например, в Пензенской области (в прошлом году было 12,5 рубля за одну л.с.) теперь разделили «столитровки» на те, что младше 15 лет (20 рублей за «лошадь») и старше (14 за л.с.). А в Сахалинской области в этом году легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. разделили на те, у которых возраст на начало налогового периода составляет менее 3 лет (25 рублей за л.с.), и старше (20 рублей за л.с.).

Есть, конечно, и удивительные регионы. Те, в которых ставка транспортного сбора близка к минусу. Например, в Чеченской Республике (тоже пять категорий) за легковые автомобили первых двух категорий (до 100 и до 150 л.с.) налог вообще не берется. За машины с мощностью двигателя до 200 л.с. налог составляет 5 рублей за «лошадку», у следующей категории — 7 рублей, а для машин с движком за 250 «лошадей» — 15 рублей за одну л.с.

Стоит отметить, что в некоторых регионах за последний год ставки транспортного налога были пересмотрены. И не во всех в сторону увеличения. Но в нее — чаще. В Тамбовской области сегодня ТН-2014/15 по сравнению с ТН-2013/14 вырос в два раза, а в Вологодской — с 7,5 руб. для «столитровок» до 25.

Но вернемся в самый новый город федерального значения. По предложенному законопроекту выходит, что севастопольский автовладелец минимально, если его транспортное средство имеет 100 лошадиных сил, заплатит всего 500 рублей в год. Такие выплаты, по мнению Алексея Еремеева, помогут пополнить бюджет города и снизить уровень дотационности. По его словам, город от транспортного сбора получит от 50 до 70 миллионов рублей.

Естественно, как и в других субъектах Российской Федерации, севастопольским законопроектом о транспортном сборе предусмотрены льготы для некоторых категорий граждан, которые будут платить на 50% меньше. Это многодетные семьи, ветераны, инвалиды… Перечень льготных категорий можно посмотреть на официальном сайте правительства Севастополя (www.sevastopol.gov.ru/proekt-zakona-goroda-sevastopolya-o-transportnom-naloge.html).

«Правая рука Чалого» (сидящий по правую руку от председателя заксобрания), его заместитель, «единоросс» Александр Кулагин обратился к коллегам-депутатам: «Нужно понять значимость этого налога, насколько это будут поступления в бюджет или это будет просто переписка (с владельцами автотранспортных средств. — Авт.)».

А депутат от ЛДПР Илья Журавлев предложил понизить стоимость налога до общероссийской ставки: от 2,5 рубля в год за л.с. за «столитровку» до 15 рублей — для самых мощных авто.

Конечно, можно от транспортного налога и отказаться. Тем более что в большинстве стран не существует единого транспортного налога. Вместо него могут взиматься: налог на имущество, прямо или косвенно зависящий от стоимости автомобиля; дорожный налог, деньги от уплаты которого идут на строительство и ремонт автотрасс; экологический налог, стимулирующий приобретение автомобилей, меньше отравляющих атмосферу.

У нас же он точно будет введен. На его доработку правительству Севастополя депутаты отвели две недели. И по окончании этого срока законопроект будет рассмотрен во втором чтении.

Сравни сам!

Транспортный налог в регионах России на 2014 г.

(в рублях за 1 л.с. для авто мощностью двигателя до 100 л.с.)

0 — Оренбургская и Свердловская области, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа;

2,5 — Калининградская область;

5 — Республики Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Тыва, Чукотский автономный округ, Забайкальский край, Томская область;

5,5 — Кемеровская область;

6 — Республики Хакасия и Карелия, Красноярский край, Магаданская и Новосибирская области, Еврейская автономная область;

7 — Республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия, Ставропольский край, Брянская, Московская и Омская области;

7,5 — Волгоградская область;

7,7 — Челябинская область;

8 — Республики Саха (Якутия) и Дагестан, Камчатский край;

9 — Республики Бурятия и Калмыкия;

10 — Республики Адыгея, Алтай и Татарстан, Алтайский край, Ивановская, Калужская, Курганская, Мурманская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская и Ульяновская области;

10,5 — Иркутская область;

11 — Республика Чувашия, Хабаровский край;

12 — Краснодарский край, Ростовская область, г. Москва;

12,5 — Республика Мордовия, Костромская область,

14 — Архангельская, Астраханская, Пензенская и Саратовская области;

15 — Приморский край, Амурская, Белгородская, Курская, Липецкая, Орловская, Псковская области, Ямало-Ненецкий автономный округ;

16 — Самарская область;

18 — Ленинградская и Новгородская области;

20 — Республика Коми, Владимирская, Воронежская, Кировская, Сахалинская и Тамбовская области;

22,5 — Нижегородская область;

24 — Санкт-Петербург;

25 — Республики Башкортостан и Марий Эл, Пермский край, Вологодская область (в 2013 г. — 7,5).

По данным www.zakon-auto.ru/info/tnalog.

Фото Дмитрия Метелкина (из архива редакции).

Другие статьи этого номера