Большинство россиян довольны «автогражданкой»

Большинство россиян довольны "автогражданкой"

65% НАШИХ ГРАЖДАН СЧИТАЮТ, ЧТО ОСАГО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ИМ СТРАХОВУЮ ЗАЩИТУ.
За одиннадцать лет существования ОСАГО не только прижилось в России, но и полностью себя оправдало: конфликты между водителями практически исчезли, а автовладельцы чувствуют реальную страховую защиту. По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 72% респондентов считают, что именно «автогражданка» помогает сохранить порядок на дорогах.До вступления в силу закона об ОСАГО на российских дорогах постоянно возникали крайне неприятные ситуации: участники ДТП частенько выясняли отношения с помощью кулаков, имел место самосуд, работали многочисленные банды «автоподставщиков» и т.д.

В 2003 году заработал закон об обязательном гражданском автостраховании. И поначалу автовладельцы восприняли его в штыки, возмущаясь навязанной «обязаловкой». Однако очень быстро поняли ее преимущества. По данным опроса ВЦИОМ, 72% респондентов согласны, что ОСАГО помогает сохранить порядок на дорогах. А 65% положительно ответили на вопрос «Позволяет ли ОСАГО обеспечить страховую защиту автовладельцу?»

Возместить потери в случае аварии очень просто: по предварительной записи, чтобы избежать столпотворения и очередей, вы обращаетесь в страховую компанию (свою или виновника ДТП), сдаете необходимые документы и свои реквизиты, предоставляете машину для осмотра. И если ваши требования обоснованны, в течение 20 дней получаете положенную компенсацию. Какая бы ни произошла на дороге ситуация, вы можете быть уверены в стабильности возмещения.

Расчетом размера ущерба, по данным исследовательского центра Romir, довольны 62% пострадавших, а оперативностью выплат по страховке — 61%.

Борьбу с недобросовестными страховщиками ведет Российский союз автостраховщиков, в который входят все страховые компании, занимающиеся ОСАГО. Жалобу на недобросовестную компанию можно подать как в РСА, так и в суд. Впрочем, по данным центра Romir, 88% респондентов ответили, что никогда не обращались в судебные инстанции, а из 12% обратившихся подавляющее большинство получили положительное решение.

Да и оформление полиса занимает, как правило, не больше 10-15 минут. А на рынке работает достаточное количество страховщиков, что позволяет выбрать ту компанию, которая подходит именно вам. По данным Romir, в первую очередь автомобилисты выбирают страховую компанию по рекомендации друзей и коллег. На втором месте учитывается предыдущий опыт страхования. А на третьем — близость от дома или работы.

За «автогражданку» водители голосуют и рублем. По данным ВЦИОМ, 54% опрошенных считают, что установленные тарифы оправданны, и готовы платить больше, если это гарантирует надежность возмещения в случае автоаварии. По мнению автовладельцев, для улучшения ситуации на рынке ОСАГО государство в первую очередь должно лучше регулировать выплаты, чтобы автовладельцы получали их вовремя и в полном объеме. Так считают 47%. И лишь 12% уверены, что государство должно заставить страховщиков снизить тарифы.

Видимо, поэтому повышение тарифов с 1 октября 2014 года автовладельцы восприняли абсолютно спокойно. Тем более что вместе с новыми ставками водители получили целый набор выгодных нововведений.

Во-первых, вместо единой базовой ставки введена тарифная сетка, предусматривающую «тарифный коридор» для каждого вида автотранспорта, что позволит страховым компаниям самостоятельно определять размер базовой страховой стоимости. По мнению экспертов, наличие такого коридора усилит конкуренцию между страховщиками и будет способствовать повышению качества обслуживания клиентов.

Во-вторых, в разы увеличены страховые выплаты. Максимальная выплата за ущерб имуществу уже выросла со 120 до 400 тысяч рублей. А компенсация за причинение вреда жизни и здоровью поднимется до 500 тысяч с 1 апреля 2015 года.

В-третьих, увеличен лимит выплат по европротоколу (возможность самостоятельного оформления документов о ДТП без вызова ГАИ) — с 25 до 50 тысяч рублей.

Эти нововведения уже работают и в Крыму, где со 2 апреля действуют российские законы. При этом тарифы на ОСАГО для крымчан — пока льготные. До конца этого года на полуострове переходный период, дающий при оформлении «автогражданки» ощутимые преференции. Например, главный коэффициент — территориальный — равен 0,6 (для сравнения: в Москве — 2). Не учитываются такие коэффициенты, как «бонус-малус» (наличие или отсутствие аварий в предыдущий период) и коэффициент мощности автомобиля. А также на время переходного периода для оформления полиса ОСАГО не нужно проходить техосмотр автомобиля.

Оформить полис ОСАГО можно в более чем 15 крымских городах. Здесь работают крупные страховые компании, давно зарекомендовавшие себя в России. К 1 января 2015 года по решению президиума Российского союза автостраховщиков все отечественные компании, занимающиеся ОСАГО, должны открыть филиалы и представительства для урегулирования убытков на территории Крыма и Севастополя.

— В Крыму с 16 марта 2014 года запрещена продажа украинских полисов ОСАГО, выданные после этого числа полисы — недействительны, — предостерегает начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов. — Но по факту украинские полисы до сих пор выдаются. Кто-то подстраховывается и выдает их задним числом, а кто-то по этому поводу даже не «парится» и выдает с текущей датой. Но надо понимать, что эти полисы не обеспечены страховой защитой — это филькина грамота.

При этом украинские полисы, полученные до 16 марта, по словам Порватова, пока действуют, а компенсации по ним пострадавшие при наличии всех необходимых документов (решение суда о взыскании с украинской страховой компании возмещения ущерба, копия протокола, справка ГАИ и т.д.) могут получить от Российского союза автостраховщиков. Но такой порядок выплат сохранится лишь до конца этого года. C 1 января 2015 года украинская «автоцивилка» действовать не будет, поэтому всем водителям необходимо в течение ближайших двух с половиной месяцев оформить российский полис ОСАГО, иначе они окажутся незащищенными на дорогах. К тому же за отсутствие полиса автострахования по российским законам предусмотрена административная ответственность.

Другие статьи этого номера