Малому флоту Севастополя быть!

Малому флоту Севастополя быть!

В Севастополе исконно сложилось так, что по рейдам бухт города в любое время года можно увидеть бегущие по своим делам катера и лодки под парусами.
На страницах адрес-календаря Севастопольского градоначальства за 1913 год, ставшего теперь библиографической редкостью, наравне с магазинами, банками и описанием хуторов, с днями рождения особ царской семьи, рядом с фамилиями всех жителей города, вместе с рекламой, уже в те годы заполонившей страницы этого издания, мы находим небольшой раздел на стр. 10 — «О яликах и других мелких судах».В этом разделе можно прочитать, что непосредственное заведование яликами тогда осуществляла Севастопольская городская управа; размер налога на хозяйственную деятельность в границах Севастопольского градоначальства, а также освобождение от уплаты определяла городская дума. Технический осмотр яликов осуществляла техническая инспекция порта.

На каждый ялик вешалась бирка с номером, фамилией владельца и размерениями судна, с количеством пассажиров, которое он может перевозить. Для получения разрешения на хозяйственную деятельность требовалось одобрение полицмейстера.

Сто лет назад на четырех страницах городского годового издания описываются все требования к желающим заниматься этим непростым морским делом. А в приложении указаны цены — такса на услугу яличников, в зависимости от расстояния. На Северную пристань от Графской пять пассажиров платили в один конец 20 копеек, нижние воинские чины — две копейки, дети, учащиеся — одну копейку. «Перевозка тяжестей — по соглашению».

Море даёт гражданам Севастополя возможность иметь маломерные и малые суда для развлечения и хозяйственной деятельности, спортивного рыболовства. Так было с момента основания города. Так должно быть всегда!

После распада СССР в Севастополе (на тот момент в украинском городе) из-за безработицы сам собой сложился морской туристический бизнес. На небольших маломерных судах, проходя по бухтам города, как и много лет назад, севастопольцы рассказывают гостям и жителям истории бухт и батарей, героические страницы двух оборон Севастополя.

Морские прогулки уже давно стали «изюминкой» при посещении города. Ведь невозможно за один час обойти город ногами и посмотреть Графскую, Водокатную и Царскую пристани, памятник в честь кораблей, затопленных на рейде в 1854-1855 гг., Малахов курган, Корниловский бастион, Килен-бухту, места гибели флагмана Черноморского флота СССР линкора «Новороссийск» и флагмана Черноморского флота России линкора «Императрица Мария», увидеть подводные лодки, боевые и вспомогательные корабли, послушать интереснейшие экскурсии.

Украинское законодательство жёстко регулировало этот вид деятельности, предприниматели получали лицензии, малые суда проходили специализированные осмотры Регистра судоходства, проверку спасательных средств, все пассажиры были застрахованы. Был в этой работе и негатив: надоедливые организаторы морских прогулок, так называемые «загонялы», доставали всех прохожих, что впору было заказывать майки с надписями «Меня укачивает!», «Не катаюсь…» От жадности имели место и факты перегруза судов.

Поэтому при работе организаторов морских прогулок были запрещены мегафоны. Но в общем положительного результата было больше. В этом году моряки-предприниматели только в городское КП «Приморский бульвар» заплатили один миллион восемьсот тысяч рублей за услугу — стоянку на набережной Приморского бульвара. Своевременно платились и налоги в бюджет города. Но главное — несчастных случаев на морских перевозках за всю «украинскую» историю Севастополя не было.

К большому сожалению, в нынешнем российском законодательстве лицензирование маломерных пассажироперевозчиков не предусматривается. Теперь, если кто захочет продолжить этот вид деятельности, должен работать по постановлению правительства Российской Федерации N 193 от 6 марта 2012 года — «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте». Это постановление касается судов, которые перевозят более 12 пассажиров, и нам, маломерщикам, не подходит. Чтобы было понятно: если бы итальянская Венеция вступила в состав России, гондольеры не смогли бы катать по каналам Венеции туристов, так как у них нет спасательных плотов, сертификата пассажирского судна и многого другого.

Первого января 2015 года заканчивается переходный период для Севастополя и его предпринимателей, в том числе и моряков. Ведь не секрет, что на дальние пляжи Балаклавы также перевозят туристов балаклавские моряки, имевшие украинские лицензии на пассажироперевозки. Многие севастопольские рыбаки занимаются круглогодично спортивной рыбалкой.

Как законопослушным гражданам нам проще было во времена Украины оформить предпринимательство и лицензии, чем краснеть перед проверяющими службами. В настоящее время законы России по пассажироперевозкам загоняют нас «в тень», официально заниматься своим бизнесом и любимым делом в будущем для нас не представляется возможным. Назревает проблема, которая вызовет социальную напряжённость. Ведь в обозримом будущем в городе добавится более двух тысяч безработных.

В настоящее время начинается перерегистрация маломерных судов под флагом России. Хочется верить, что власти Севастополя как города федерального значения и военно-морского форпоста России найдут способ законно, в рамках городского законодательства решить эту проблему предпринимателей-моряков. А может, опять, как сто лет назад, руководству Севастополя надо взять под свое управление морское дело, которое всегда приносило благо и жителям, и городу.

Фото Д. Метелкина из архива редакции.

Другие статьи этого номера