«Здесь понесла свой тяжкий крест Россия, но этот крест — сокровище для нас…»

"Здесь понесла свой тяжкий крест Россия, но этот крест - сокровище для нас..."

Севастопольский художник Сергей Шевченко представил картины, посвященные событиям 1854-1855 годов.
Выставка, приуроченная 160-летию начала первой обороны Севастополя, проходит в казематах знаменитой Михайловской батареи. Картины художника гармонично вписались в общий фон музейных экспонатов, правдивых свидетелей грозных событий середины XIX века.Военная тема для заслуженного художника Крыма Сергея Шевченко всегда была основной. Его кисти принадлежат портреты многих прославленных адмиралов, ветеранов Великой Отечественной войны, Черноморского флота России. Сергей Шевченко состоялся как талантливый художник-маринист, как современный живописец, картины которого посвящены в том числе и флотским будням. Не случайно ТРК «Россия 1», снимая однажды сюжет к Дню города, в качестве главного героя выбрала севастопольского военного художника, чтобы через раскрытие его творчества показать историческую, героическую, художественно-эстетическую самобытность южного форпоста России.

На этот раз Сергей Шевченко предложил окунуться в прошлое, на 160 лет назад. Серию картин, посвященных Крымской войне и первой обороне города, отражающих героизм простого русского народа, он создавал в течение нескольких лет. Не спешил. Словно терпением, вниманием к документальности тех лет, исторической правде хотел отдать дань уважения каждому солдату, погибшему на поле брани. Как тут не вспомнить «Солдатскую песню о Севастополе», написанную в 1869 году поэтом А. Апухтиным, попытавшимся передать настроение общества того времени такими словами:

Одиннадцать месяцев длилась резня.

Одиннадцать месяцев целых.

Чудотворная крепость Россию храня,

Хоронила сынов своих смелых.

А Петр Вяземский в 1867 г. написал и оставил потомству такие строки: «Здесь понесла свой тяжкий крест Россия, но этот крест — сокровище для нас». Почему сокровище? Потому что именно Крымская война и битва за Севастополь показали несгибаемость, мужество и благородство русской души под угрозой смерти, невзирая на сословия.

Художник, создающий батальные сцены на своих полотнах, по определению не может не обладать личной, морально-нравственной, патриотической позицией. Сергею Шевченко все это присуще. Картина «Русская артиллерия в Крымской войне» вызывает у зрителя чувство сопереживания, гордости, сострадания. На переднем плане мы видим погибшего смертью храбрых солдата. Но его товарищи, среди которых есть раненые, продолжают вести бой, заряжать орудие.

Картина «Сражение с французами» передает накал атаки. Подставляя грудь выстрелам, русские солдаты отчаянно идут на прорыв, и нет сомнений в их победе. Автор знаменитых «Севастопольских рассказов», будущий классик русской литературы Л.Н. Толстой, а тогда — подпоручик Толстой, потрясенный увиденным в Севастополе, писал брату в ноябре 1854-го, ровно 160 лет назад: «…Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо «Здорово, ребята!» говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» И войска отвечали: «Умрем, Ваше превосходительство, ура!» И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уж 2200 исполнили это обещание…»

Сергей Шевченко свое сражение ведет на полотнах, используя доступные ему художественно-изобразительные средства. С помощью его кисти мы можем погрузиться в то время, когда бои за город русской славы шли полным ходом, с нарастающим ожесточением. Дерзкая отвага осаждающих столкнулась с мужественной стойкостью осажденных. И не зря в Европе это противостояние сравнивали с осадой Трои. В России же впервые осознали, что далекий экзотический полуостров — это российская земля. Именно тогда, в дни героической обороны Севастополя, произошло духовное присоединение Крыма к России. Именно поэтому в наши дни даже не может быть и речи, что Крым аннексирован. Крым вернулся домой.

По-разному можно пытаться осмыслить прошлое. Сергей Шевченко в этих целях использует батальный жанр, который очень близок к историческому. Мы видим особо важные моменты битвы, чувствуем героику войны, испытываем преклонение перед мужеством воинов.

Сцены военного быта на полотнах «Затишье на бастионе», «В казематах Михайловской батареи» связывают батальный жанр с бытовым. Короткие часы передышки и отдыха наполнены простыми человеческими заботами: общением с товарищами, игрой на балалайке, ужином за столом с горячим самоваром, стиркой белья.

Возможно, именно такой контраст мира и войны помогает нам лучше понять и прочувствовать совсем не пафосный героизм простых русских людей, вынужденных в безысходных обстоятельствах войны становиться героями. Это судьба одного человека и всего человечества в целом.

Талант и неустанный труд севастопольского художника Сергея Шевченко, много лет посвятившего созданию героико-патриотических, духовных, национально идентичных полотен, не остались без внимания. Заслуженный художник Крыма С. Шевченко в честь воссоединения полуострова со своей исторической Родиной был награжден серебряной медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» от имени Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».

Высокое признание живописец получил за вклад в отечественную культуру, за пропаганду и содействие развитию художественного творчества на территории Севастополя. Как сказал народный художник России Н. Боровский, «здесь был представлен и политический момент, потому что Севастополь и Крым детонировали некую волну по России».

На снимках: картины С. Шевченко.

Другие статьи этого номера