Качественное образование во имя страны

Качественное образование во имя страны

В Пензе завершил свою работу первый всероссийский форум ОНФ «Качественное образование во имя страны». В нём приняли участие более 500 делегатов из всех 85 регионов Российской Федерации — педагоги, эксперты и представители родительской общественности, доверенные лица президента, чиновники и управленцы из образовательной сферы. Присутствовала на нем и севастопольская делегация.Каждому делегату форума была предоставлена возможность принять участие в выставках, мастер-классах, дискуссиях. На пяти тематических площадках говорили о миссии и статусе современного педагога, ценностях национального образования, формировании российской идентичности, доступности и качестве образования, экономическом аспекте в образовательной системе. Форум стал реальным генератором предложений по реформе российского образования.

Одно из пленарных заседаний форума посетил президент России Владимир Путин. В течение нескольких часов участники общались с главой государства, задавали ему вопросы и озвучивали предложения, большинство их которых он поддержал.

Своими впечатлениями о работе форума поделились участники севастопольской делегации — историк, преподаватель, заместитель председателя законодательного собрания Севастополя, руководитель рабочей группы РШ ОНФ «Образование и культура» Екатерина Алтабаева и директор Севастопольского информационного центра развития туризма, руководитель комитета по социально-гуманитарным вопросам заксобрания, член регионального штаба ОНФ Татьяна Щербакова.

«Меня подкупает обстановка, которая царит на таких встречах. Совершенно непринужденная, неискусственная атмосфера. Путин умеет так настроить аудиторию, что людям действительно удается сказать самое важное. Я считаю, что это очень эффективная форма работы общества и государства — Общероссийский народный фронт. Не только потому, что есть возможность доносить информацию до региональных органов власти и профильных ведомств или осуществлять контроль. Важно, что человек, который руководит страной, слышит простых граждан и хочет их слышать. Он из первых уст имеет представление о том, что происходит в регионах и разных отраслях страны, и адекватно реагирует, — рассказала Екатерина Алтабаева. — Президент процитировал фразу Д.С. Лихачева «Образование в школе — прежде всего воспитание». А у нас к образованию стали в последнее время подходить очень прагматично. Надо, чтобы образование этот воспитательный компонент не теряло. Это главный принципиальный идеологический подход».

Участники форума пришли к выводу о недопустимости выхолащивания гуманитарной составляющей образования, о том, что инженеров и педагогов нельзя готовить как узких специалистов за 4 года: нужно полноценное высшее образование. Поднимался также болезненный вопрос о коррекционном образовании: курс на инклюзивную систему обучения предполагает закрытие коррекционных школ уже в 2015/2016 году.

Говорили на форуме и о ЕГЭ, и о Болонской образовательной системе. Большим плюсом такой экзаменационной формы является минимизация коррупции при поступлении: хорошие результаты позволяют выпускникам из самых отдаленных регионов России поступить в ведущие столичные вузы страны. Однако система проверки знаний в виде тестов, по мнению специалистов, конечно, усечена, особенно по гуманитарной линии, и над этим следует работать.

Один из вопросов, волнующих абсолютно всех, касался документооборота. Президент был солидарен с участниками форума в том, что необходимо ограничивать возможность министерств и ведомств всех уровней обязывать педагогов вести горы документации.

Много внимания было уделено и управляющим советам в школах. В РФ есть четкая система грантов для педагогов, система поощрений за особые результаты труда. «Чтобы система доплат не была способом влияния на педагога, в школе должны быть независимые советы, которые могли бы поощрять новаторскую, интересную, эффективную педагогическую деятельность. В них должны входить руководители методических объединений школы — начальной, точных наук, гуманитарных наук, обязательно — представители профсоюза, родительской общественности, районных властей. И директор школы должен будет учесть мнение общественности. В России такие советы уже есть и вовсю работают, это необходимая практика. А у нас в школах в такие советы зачастую входят только директор и завуч. Это в корне неверно!» — убеждена руководитель профильной рабочей группы регионального штаба ОНФ.

Что касается вклада Севастополя в копилку предложений форума, то наши делегаты сделали акцент на преподавании региональной истории. На выставке, за которую отвечала Татьяна Щербакова, был представлен весь методический комплекс для преподавания курса «Севастополеведения»: 6 учебников, комплект тетрадей с 1-го по 4-й класс, комплект методических разработок, «дневник севастопольского школьника» и календари. Всё это вызвало огромный интерес коллег. Все материалы были мгновенно разобраны «для примера».

«Местная история — это не иллюстрация общей тенденции, а как раз та основа, те блоки, из которых и складывается общая отечественная история. Если не преподавать региональную историю, то у ребенка никогда не возникнет чувство сопричастности Большой Истории, чувства патриота и гражданина. Необходимо обязательно курировать в Министерстве образования вопрос обязательного преподавания региональной истории во всех субъектах России», — убеждена автор методики Екатерина Алтабаева.

Вторая идея — это программа военно-патриотического туризма, которая предполагает воспитание на севастопольских традициях подростков и юношества России. Не менее важно, чтобы дети ездили по стране и своими глазами видели, что такое Россия, какая она разная, как живут люди в других регионах, иначе они никогда не станут россиянами. «Они будут севастопольцами, калужанами, питерцами, москвичами и так далее — а нам нужны россияне! Это невозможно без реального знакомства с родной страной, без её живого изучения. Для этого и нужна всероссийская культурно-туристическая программа для школьников, которую поддержало бы государство», — объясняет Алтабаева.

Миссия и статус педагога, качество образования в России, требования к образованию — все это работает на общую цель, вынесенную в название общероссийского форума: качественное образование во имя страны.

Та проблематика, которая поднималась во время обсуждения с президентом, обязательно будет учтена при разработке севастопольского закона об образовании, над которым сейчас идёт активная работа. Как рассказала руководитель комитета по социально-гуманитарным вопросам заксобрания Татьяна Щербакова, привлечены эксперты из всех образовательных уровней, начиная с внешкольных, дошкольных и коррекционных заведений, заканчивая институтом усовершенствования учителей. «Интересы всех участников образовательного процесса должны быть учтены. При разработке регионального закона об образовании у нас есть уникальная возможность не наступить на те грабли, с которыми уже столкнулись в регионах РФ, не повторять ошибки. Форумная повестка нам в этом очень помогла», — поделилась Щербакова.

Другие статьи этого номера