Михаил ПОРВАТОВ: «Российское ОСАГО более социальное»

Михаил ПОРВАТОВ: "Российское ОСАГО более социальное"

Для крымских автовладельцев до конца этого года действует переходный период, в течение которого оформить полис ОСАГО можно на льготных условиях. А заодно получше изучить российское законодательство по автострахованию. О том, что могут предложить российские страховщики крымчанам и как будут им помогать осваиваться в новых условиях, рассказал начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов.— Михаил Николаевич, для начала скажите, пожалуйста, что такое Российский союз автостраховщиков?

— РСА — это профессиональное объединение страховщиков ОСАГО. Все компании, которые занимаются этим видом страхования, должны быть членами РСА. Мы создаем правила профессиональной деятельности, которые обязательны для всех страховщиков, следим, чтобы они исполнялись. Кроме того, главная задача союза — осуществление компенсационных выплат в случае, если у одной из компаний отзывают лицензию или она банкротится.

— Перед вашим объединением, наверное, поставлены какие-то конкретные задачи в Крыму, где до 1 января 2015 года действует переходный период?

— Существует федеральный закон N37 «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период». Он в том числе определяет и порядок компенсационных выплат по автострахованию. Что это значит? Понятно, что у многих крымчан до сих пор украинский полис ОСАГО. И если украинский страховщик не платит, то потерпевший (если он является жителем Крыма или Севастополя) может получить компенсационную выплату в РСА.

— А в целом украинское ОСАГО сильно отличается от российского?

— Определенные отличия, безусловно, есть. Во-первых, в украинском автостраховании есть франшиза. Согласно закону, она была добровольной, но известно, что страховщики активно навязывали эту франшизу — она составляла до 2% страховой суммы. В российском страховании франшизы нет, так же, как и в Европе. Есть четкое правило: потерпевший должен получить полное возмещение ущерба.

Во-вторых, отличаются размеры страховых выплат. По российским законам, максимальная выплата за ущерб имуществу до 1 октября 2014 года составляла 120 тысяч рублей; для тех, кто оформил полис после 1 октября, — 400 тысяч рублей. За причиненный вред жизни и здоровью — до 160 тысяч, а с 1 апреля 2015 года — до 500 тысяч рублей.

В-третьих, тарифы. Напомню: стоимость полиса ОСАГО формируется в результате умножения базового тарифа на ряд поправочных коэффициентов. Для Крыма на время переходного периода установлены специальные коэффициенты. Коэффициент мощности равен 1, поскольку в украинских регистрационных документах мощность автомобиля не указывается. Коэффициент «бонус-малус» (отсутствие или наличие аварий в предыдущий период) также равен 1, потому что мы не знаем, какой была страховая история у автовладельца. А самый главный коэффициент — территориальный, который определяется по месту жительства собственника, — составляет 0,6. Это один из самых низких показателей в России, соответственно, и цена полиса значительно ниже. Для сравнения: в Москве территориальный коэффициент равен 2.

В целом российское ОСАГО предусматривает более совершенную систему с точки зрения социальной составляющей. Кстати, есть еще один важный аспект, который, правда, в течение переходного периода не действует в Крыму.

— Какой же?

— В России существует институт прямого возмещения убытков. Проще говоря, если произошло простое ДТП, в котором пострадали только две машины, нет пострадавших и оба водителя застрахованы по ОСАГО, то потерпевший обращается в свою страховую компанию, где он оформлял полис ОСАГО. Для страховщика потерпевший — его клиент, и он заинтересован в том, чтобы качественно урегулировать возникшую ситуацию.

Мы увидели такой феномен: количество жалоб по прямому возмещению убытков гораздо меньше, чем по традиционному ОСАГО. С 2009 года до недавнего времени эта практика была добровольной: потерпевший мог выбрать, в какую страховую компанию ему обращаться — в свою или компанию виновника ДТП. С 1 октября этого года этот институт стал обязательным. Но в Крыму такое правило заработает лишь со следующего года — на время переходного периода оно не действует.

— Если страховые суммы недавно были увеличены, значит, увеличится и сумма страховки?

— Безусловно, увеличение страховых сумм повлияло на тарифы. С 1 октября 2014 года вступили в силу поправки, по которым максимальная сумма за причиненный ущерб увеличилась со 120 тысяч рублей до 400 тысяч рублей (причем это за каждую пострадавшую машину). А с 1 апреля 2015 года увеличится сумма выплаты за причиненный вред здоровью — со 160 до 500 тысяч. Минимальная ставка базового тарифа ОСАГО составляет теперь 2440 рублей, а максимальная — 2574. Но поскольку в Крыму сейчас переходный период и территориальный коэффициент — 0,6, то стоимость полиса даже ниже базового тарифа: минимальная — 1757 и максимальная 1853 рубля соответственно.

Таким образом, появляется «тарифный коридор» для каждого автостранспорта, который позволяет страховщикам самостоятельно определять размер базовой ставки. Коридор пока «неширокий», но можно говорить, что это первый шаг к установлению ценовой конкуренции между компаниями (раньше «бороться» за клиента страховщики могли только за счет услуг и качества обслуживания).

— А куда обращаться за новым полисом ОСАГО?

— В Крыму нет проблем с продажей полисов ОСАГО. Они продаются в более чем 15 городах полуострова. Перечень адресов, где можно приобрести полис ОСАГО, размещен на сайте РСА.

— Жители Крыма обращаются в РСА?

— Да, в наш союз уже обратилось достаточно много крымчан: уже выплачены компенсации по более чем 500 обращениям на сумму более 28 млн рублей.

— И каков порядок выплат?

— Если ДТП произошло до 16 марта этого года, то необходимо представить решение суда о взыскании с украинского страховщика возмещения ущерба. На основании этого решения РСА выплачивает компенсационные выплаты.

Если же ДТП случилось в период с 16 марта по 2 апреля, то решение суда уже не нужно, но необходимо представить справку ГАИ, копию протокола — в общем, обычные документы, предусмотренные российским законодательством. При этом они могут быть оформлены по украинским правилам, потому что был очень короткий переходный период, и мы делаем на это поправку.

Если страховой случай произошел после 2 апреля, то необходимо представить документы, оформленные уже по российскому законодательству.

У нас были некоторое время назад сложности по поводу проведения необходимых экспертиз — в Крыму не было аккредитованных экспертов. Но сейчас проблема решена. Эксперты есть, и они работают.

Мы осознаем всю важность своевременных активных действий по интеграции Крыма в российскую систему ОСАГО и со своей стороны делаем все, чтобы процесс перестройки был максимально комфортным и безболезненным для крымских автовладельцев.

Другие статьи этого номера