Любовь Трофимова на экране и в жизни

Любовь Трофимова на экране и в жизни

С 14 по 18 октября в нашем городе проходил традиционный, двенадцатый по счету, кинофестиваль военного кино имени Юрия Озерова. Показ картин, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного кино, сопровождался волнующими встречами зрителей с известными, пользующимися всеобщей любовью артистами. Свое пребывание в Севастополе гости также использовали для знакомства с его достопримечательностями. В музейном историко-мемориальном комплексе «35-я береговая батарея» радушно принимали народную артистку Российской Федерации Алину Покровскую, заслуженную артистку Российской Федерации Галину Богушевскую, народного артиста Российской Федерации Александра Петкова, режиссера сербской ленты «Когда пушка была горячей» Слободана Скерлича и других участников фестиваля. Перед коллективом сотрудников музейного комплекса и его активом выступила Алина Покровская — исполнительница главной женской роли, Любы Трофимовой, в культовом советском фильме «Офицеры».О ЕГО ВЕЛИЧЕСТВЕ СЛУЧАЕ

— Я очень благодарна его величеству случаю, — сказала Алина Станиславовна. — Время от времени они происходят в жизни. Однажды в троллейбусе встретился давний знакомый. «На киностудии имени Горького готовятся к съемкам кинокартины «Офицеры», — сказал он. — Приходи на просмотр кандидаток на главную женскую роль».

Более полувека я служу в театре Советской Армии. Он размещается в величественном здании. По его периметру ввысь устремлены 99 колонн. Как только строители завершают обновление последней в их ряду, наступает пора ремонта первой и остальных по порядку. В малом зале мы отводим душу в ходе постановок спектаклей по пьесам Чехова, Ибсена. В большом зале, рассчитанном почти на 500 мест, желанны сценические произведения, созвучные профилю театра. На его подмостках мною сыграны десятки ролей.

Долго, очень долго я выходила на люди, например, в образе Жени Комельковой в пьесе, написанной по известной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». В свое время мне доверили сыграть роль Дамы с камелиями. А вот роман с кино у меня не сложился. На данный момент я снялась лишь в восьми фильмах. К 1970 году, когда шел набор исполнителей в «Офицеры», их было еще меньше. Конечно, я пошла на киностудию. Не в пример дню сегодняшнему в то время непререкаемым авторитетом пользовался всемогущий художественный совет. В отношении меня, как я поняла, мнения его членов разделились. Не прошла, о чем мне предельно вежливо сообщили. Издержки профессии. Не всем же сниматься. Хотя очень хотелось. Ведь «Офицеры» — картина о человеческих судьбах от юности до зрелых лет…

О ШКОЛЕ ЖИЗНИ

— В шальные девяностые годы минувших и века, и тысячелетия на долю России выпало немало испытаний. Артистам театра Советской Армии, как и представителям других профессий, месяцами не выплачивали заработную плату. Надо было как-то выживать. Одну светлую голову в нашем коллективе осенила простая, проверенная временем идея. Из числа ведущих актеров формировались бригады. Они разъезжали по стране, чтобы в крупных городах давать киноконцерты. Так вместе с Олей Остроумовой, Сашей Голобородько и Владимиром Зельдиным я оказалась в Астрахани.

На сцене местного театра драмы меня словно прошибло током. Ведь чуть более полувека назад эта же сцена стала местом работы моей мамы-актрисы и пристанищем для эвакуированных актеров. Чтобы согреться, приходилось снимать на ночь кулисы. Они давали тепло и мне — полуторагодовалой девчонке.

Когда немец подошел к Волге, театр, в котором служила мама, отправили вместе со мной в Чимкент. Но и этот далекий среднеазиатский город жил нуждами сражающейся страны. Мою маму включили в концертную бригаду, которую отправили на фронт. В нашей стране никак нельзя без бригад ни в военные годы, ни в период переломных событий истории.

В Чимкенте я, немного подросшая, жила с тетей Милочкой. До войны Милочка окончила первый курс медицинского института. Чтобы продолжить учебу, пришлось перебираться в столицу Киргизии — город Фрунзе. Тетя училась экстерном и через два года стала врачом. Ее тоже отправили на фронт выхаживать раненых бойцов. За мной приехала мама. Я ее спросила: «Тетя, где моя мама Милочка?» Мама заплакала… В фильме «Офицеры» тоже есть военные эпизоды. В них пригодился бы, думала я, мой скромный опыт, приобретенный в Астрахани, Чимкенте, Фрунзе. Кстати, Берлин наши еще не взяли, а я оказалась в освобожденном от фашистов Донецке — это моя малая родина…

Получив отказ художественного совета, снова с головой окунулась в работу. Артисты театра Советской Армии не засиживаются дома. Одна за другой следуют поездки на гастроли, главным образом по крупным гарнизонам. С большим желанием мы собирались то в ГДР, то в Польшу, то в Чехословакию и другие страны советского блока, в которых базировались соединения группы советских войск в Восточной Европе. Мы запасались консервами, копченостями с тем, чтобы на скромные, так называемые суточные деньги купить что-то из приличной одежды себе, мужьям, детям.

На сей раз мы совершили поездку в Венгрию. Наши выступления в войсках прошли успешно. В поездках по гарнизонам мне было интересно наблюдать за жизнью в военных городках. В произведениях драматургии, прозы и поэзии заслуженно воспевались летчики, танкисты, ракетчики. Своим вниманием творческие люди, как правило, обходили офицерских жен. И это казалось мне несправедливым. Я готова поклониться офицерским женам за их жертвенность, умение ждать и любить. Этими качествами щедро наделена Люба Трофимова — героиня задуманного кинофильма «Офицеры». Мысленно я возвращалась к прочитанному сценарию. И, как оказалось, не зря.

Дома меня ожидал… помощник режиссера фильма «Офицеры». «Алина Станиславовна, пожалуйста, — сказал он, — не распаковывайте вещи. Через пару часов на Калинин отходит ближайший поезд, где со дня на день начинаются съемки «Офицеров». Кто-то, возможно, исполнители главных мужских ролей, Лановой и Юматов, склонили-таки художественный совет в мою пользу. Эти замечательные актеры и встречали меня в современной Твери с букетами цветов в руках.

В номере какого-то мотеля я всю ночь не смогла сомкнуть глаз: как играть в свои тридцать лет после изнурительной гастрольной поездки в Венгрию юную Любу Трофимову? Но съемки начинались не с начала, а с конца сюжета. Утром гримеры наложили на мое лицо грим пожилой женщины. Съемки шли с учетом поры года. Зимой, например, на заброшенной железнодорожной ветке настал черед военным кадрам. И только весной в Ашхабаде мы вернулись в молодость, к началу сценария. Кстати, один из эпизодов был разыгран и лег на пленку в Инкермане. Такова география «Офицеров»: Тверь, Подмосковье, Ашхабад, Севастополь… Девять полных месяцев шли съемки — это время, когда рождается самое дорогое в искусстве и в жизни.

О ТОМ, ЧТО ПОСЛЕ

— Со времени съемок «Офицеров» минуло свыше сорока лет, — сказала в заключение Алина Покровская. — Но герои главного в моей жизни фильма, в первую очередь Люба Трофимова, не отпускают меня. Ощущение их присутствия усиливается после состоявшихся позже гастрольных поездок в войска, после выступлений перед нашими парнями и их спутницами в Газни, Герате, Кандагаре, Кабуле и в других объятых пламенем войны городах Афганистана, где мы побывали дважды, в 1982-м и в 1984 годах.

Может быть, после всего увиденного и пережитого я бы сыграла сейчас свою Любу Трофимову несколько иначе. Но, видимо, главное достоинство кино состоит именно в том, что ничего сегодня переделать в нем невозможно. Оно всегда будет передавать те наши настроение, вдохновение, улыбки. «Офицеры» близки и дороги еще тем, что, сыграв в картине главную женскую роль, мне удалось выразить, уверена, не только мои чувства уважения и восхищения самоотверженными спутницами жизни защитников Родины.

* * *

Встреча Алины Покровской с любителями кино на 35-й береговой батарее вылилась в творческий отчет актрисы. Были показаны фрагменты кинофильма «Офицеры», Алина Станиславовна исполнила песни, написанные для этой картины. С чувством она прочитала стихотворение Беллы Ахмадулиной, посвященное нелегкой профессии актера.

Алина Покровская и ее коллеги с подъемом откликнулись на приглашение директора музейного комплекса В.И. Володина ознакомиться с развернутой на 35-й береговой батарее экспозицией. Она произвела на гостей неизгладимое впечатление. Алине Покровской и ее спутникам Валерий Иванович вручил памятные сувениры. Они будут напоминать замечательным артистам об их посещении святого в Севастополе места.

На снимке: (слева направо) Александр Петков, Галина Богушевская и Алина Покровская вместе с директором музейного комплекса Валерием Володиным.

Фото автора.

Другие статьи этого номера