«…Разговоры, разговоры. Слово к слову тянется…»

"...Разговоры, разговоры. Слово к слову тянется..."

Если следовать далее по тексту автора слов известного в советское время шлягера, то эти самые разговоры скоро стихнут, а останется любовь. Боюсь, что в нашем случае разговоры, может быть, и стихнут, а вот мусор и всякие разные безобразия останутся. Поскольку кажется мне, что отдельные наши горожане в последние два десятилетия разучились себя и город уважать настолько, что позволяют гадить даже там, где живут. Жаль, конечно, но примеров тому — тьма, и спасительный свет «в конце тоннеля» пока не забрезжил.
Можно сколько угодно философствовать и негодовать на тему эффективности власти и КПД ее деятельности, но если мы все дружно не включимся в процесс «самоочищения» в самом широком смысле этого слова, то вряд ли в обозримой перспективе сможем наслаждаться комфортными условиями жизни в родном городе.
Об этом и будем говорить сегодня, говорить, как всегда, откровенно. Начнем с проблемы несанкционированной торговли. Слово — В.И. Трошиной с проспекта Октябрьской революции:«ГДЕ ВСТАЛ, ТАМ И РЫНОК…»

«Здравствуйте, уважаемые журналисты «Славы Севастополя». Эти слова «Где встал, там и рынок» я прочитала именно в нашей городской газете. В их справедливости и правдивости убеждалась неоднократно, поскольку торговля «с земли» ведется у нас практически повсеместно. Но очередной факт поверг меня в жуткое уныние. Я уже года три, если не больше, не была на рынке 5-го километра. Не было в этом необходимости. А в середине октября «припекло», что называется, и я отправилась в путь. Села в новый комфортабельный чистый и практически бесшумный троллейбус, следующий по 14-му маршруту, и, расслабившись, смотрела в окно.

Не могу сказать, что картина родного города меня радовала: обшарпанные и исписанные подпорные стены и стены домов, «обляпанные» многослойными обрывками рекламы столбы, обилие биллбордов, на которых зачастую «красуется» бессодержательная и безвкусная реклама. Убого смотрятся и буквально натыканные повсеместно какие-то безобразного вида магазинчики и забегаловки. Ни тебе ухоженного газончика (во всяком случае вдоль дороги), ни приличного чистенького остановочного комплекса. Все какое-то разношерстное, непривлекательное, отторгающее.

Но в еще более глубокое уныние поверг меня «рынок в соснячке» на проспекте Генерала Острякова. Помнится мне, был он с другой стороны улицы и неоднократно подвергался резкой критике из-за «пещерного» своего вида. Переместившись через дорогу, он вплотную приблизился к жилым домам и стал напоминать, простите, придомовую помойку. Вышел из подъезда и вместо того, чтобы насладиться и отдохнуть в сосновой аллейке, вынужден лавировать между разложенным на земле старьем.

Прекрасно осознаю, что глупо выступать против торговли, но в XXI веке в столь высокообразованном и цивилизованном городе, как Севастополь, вот такой торговли (см. снимки) быть не должно. И мне очень хотелось бы призвать всех, от кого это зависит, очистить «остряковский соснячок» от этого вопиющего безобразия, привести его в порядок и сделать красивым и доступным местом отдыха горожан.

С уважением

В.И. Трошина, проспект Октябрьской революции».

Вторит уважаемой Веронике Ивановне и наша следующая собеседница, затрагивающая аналогичную проблему. Отличается лишь адрес. На сей раз это площадь Восставших и рынок «Чайка», вернее, не сам рынок, а околорыночное пространство, которое до недавнего времени простиралось аж до поликлиники 1-й горбольницы:

ГОВОРИТЬ — НЕ ДЕЛАТЬ

«Здравствуйте, уважаемая редакция! Мы все с таким энтузиазмом высказываемся за лучшую жизнь — заслушаешься. Но ведь у нас с присоединением к России появился и реальный шанс жить по-новому. Одно плохо: мы научились говорить гораздо лучше, чем делать. Скажите, что мешает нам освободить тротуары от уличных торговцев всяким хламом и, уважая себя, игнорировать торгующих у рынков прямо с земли? Посмотрите, что делается у рынка «Чайка». Если у входа стоит милиционер, торговцев «с земли», как ветром сдувает. Если правоохранителя нет, то этот «пятачок» тут же оживает и бодро продолжает торговлю.

В то же время на рынке присутствуют так называемые «социальные места». Я постоянно видела на них только одну и ту же бабулечку, которая торговала миленькими и недорогими вышитыми салфеточками, скатертями и другой мелочью. И никто ее не выгонял с этого места, торговала себе спокойно. Поэтому считаю, что отговорки, мол, хочу свое продать, а нет возможности, — не более чем отговорки. Скорее, здесь соображения выгоды выходят на первый план: на входе мимо тебя пройдут все потенциальные покупатели, а вот то, что они дойдут до ряда с социальными местами, — не факт.

Мы все хотим жить хорошо, смотреть на красивое, но всегда ли для этого что-то делаем сами? А ведь порой и нужна-то самая малая толика усилий. Может, все же переступим через себя?!

П.А. Агаркова, Ленинский район».

Очень трудно не согласиться с уважаемыми авторами приведенных выше писем. Теоретиков у нас действительно достаточно, вот с практиками дела обстоят несколько хуже. И, наверное, действительно настало время брать ситуацию в свои руки, чтобы не упустить уникальный шанс, дарованный нам судьбой. Севастопольцы, если захотят и объединятся, горы свернут, не говоря уже о наведении образцового порядка в нашем общем доме.

* * *

Мы же продолжаем наш откровенный разговор. Автор следующего письма — Н.Н. Стреленя:

А МНЕ ЛЕТАТЬ ОХОТА

«…Если автолюбителям можно где вздумается колесить и парковаться в городе, то почему любителю дельтаплана нельзя приземлиться на главной площади города, если очень хочется?

Понятно, что нынче автомобиль для большинства не столько роскошь, сколько средство передвижения. И настолько, что многие автолюбители готовы скорее отказаться от ног, чем от автомобиля, и мечтают «разгуливать» на нём по Приморскому бульвару, въезжать не только в торговые точки, но и в собственную квартиру. Но как быть, если количество автомобилей в нашем городе уже сравнимо с количеством населения?.. А мне как быть, если я люблю ходить пешком и любоваться достопримечательностями города-героя Севастополя, а не сплошной автостоянкой, в которую его превратили? Сын у меня любит ездить на велосипеде. Вот только в сплошном потоке машин, в отравленном выхлопными газами воздухе, если не собьют, то без противогаза задохнёшься.

Давайте же учитывать интересы всех жителей города. В Женеве автомобиль уж точно не роскошь, но там двенадцать улиц закрыты для проезда и парковки автомобилей, в том числе и автотранспорта, и с пониманием к этому относятся даже миллиардеры и банкиры.

Особенно поражают неуважение и иждивенческая любовь к городу-герою Севастополю автолюбителей, требующих разрешить парковку на площади Нахимова. Ведь это не только главная площадь Севастополя, но и его историческая, духовная и культурная «пуповина». Это «полюс», с которого зарождалась морская крепость юга России, здесь главные символы города-героя и Черноморского флота: Графская пристань, памятник великому патриоту России адмиралу Павлу Степановичу Нахимову, Мемориал в честь участников второй героической обороны с Вечным огнём и Постом N 1.

Эта площадь — наша святыня, насквозь пропитанная героическими и трагическими событиями в 231-летней истории города-героя Севастополя, вплоть до сегодняшнего дня. К тому же Севастополь — главная база и титулованная столица Черноморского флота, для которого площадь Нахимова — парадная: все праздничные и торжественные мероприятия начинаются с неё. Оставьте хотя бы её в покое.

И ещё об одном, в чем нельзя «предоставлять» демократию «козлу в огороде». У губернатора Севастополя слишком велики и многогранны обязанности. Для него служебное авто — важный рабочий инструмент. И требовать, чтобы он им пользовался на общих основаниях, слишком накладно для Севастополя и севастопольцев. В смысле соблюдения Правил дорожного движения это очень справедливо. А вот тратить много времени на передвижение по городу от одного объекта к другому для руководителей города слишком большая роскошь, которую мы им позволить не можем. Пусть их рабочий «конь» ради общего дела всегда стоит рядом и «взнузданным».

Н. Стреленя».

Не поспоришь с уважаемым Николаем Николаевичем: проблема есть и не такая уж незначительная. Центр действительно перегружен транспортом, а историческое городское кольцо больше напоминает гигантскую парковку. И, увы, пока дальше разговоров дело не идет. А количество авто тем временем не уменьшается, а растет. И скоро может так статься, что не только велосипедисту, пешеходу невозможно будет протиснуться между плотными и стройными рядами и потоками транспорта.

* * *

Завершает разговор Анна Егорова. Нашу постоянную читательницу и автора писем в рубрику «Откровенно о важном» волнует тема «живой рекламы»:

КТО УБЕРЕТ «ЖИВУЮ РЕКЛАМУ» С УЛИЦ ГОРОДА?

«Власти Севастополя продолжают очищать город от избыточной рекламы» — такая информация была на первой полосе «Славы» за 11 октября 2014 года. Эта информация радует. Наконец-то город постепенно очищается от избытка ненужной информации, шквалом обрушивающейся на горожан и гостей города с биллбордов, с фасадов зданий, со стен на остановках, с обрывков бумаги, развевающейся на столбах, на мусорных баках, на дверях мусоропроводов и даже на деревьях.

Я хочу обратить внимание на рекламу, которую пытаются нам вручить на улицах города в самых многолюдных местах, можно сказать, из рук в руки. Здесь нам предлагают и компьютеры, и парфюмерию, и прокатиться на катере по бухтам Севастополя (начинают приглашать уже у ДОФа), но чаще предлагают окна и двери. Уличная реклама обычно вводит в заблуждение доверчивых людей, а, проще говоря, зачастую просто обманывает.

Привожу факт такого обмана. Мне встретилась женщина уже почтенного возраста, которая шла искать правду в управление по защите прав потребителей. (Кстати, такого управления уже давно не существует, но люди идут по старому адресу). Вот эта женщина как раз и стала жертвой обмана уличных рекламщиков. Татьяну Ивановну (назовем так нашу героиню) уговорили сделать межкомнатные двери, она попалась на удочку рекламщиков на рынке 5-го км. Обещали скидку. Только успела Татьяна Ивановна приехать с рынка, как к ней уже пришли делать замеры. Составили договор на общую сумму 27800 руб. и взяли предоплату в сумме 8700 руб. О своих планах на ремонт Татьяна Ивановна рассказала дочери.

Вечером к ней пришли дочь с зятем и обратили внимание хозяйки, что в первую очередь надо сделать пол, а затем — двери. Татьяна Ивановна, поняв свою ошибку, уже на следующий день позвонила в офис фирмы и попросила расторгнуть договор, на что ей сказали: «Мы приедем и решим все вопросы». Она прождала целый день, но никто так и не приехал. На следующий день наша героиня сама поехала в офис (на пр. Победы, а живет в центре города!), где ее встретили совсем неприветливо. Деньги не вернули, еще и нагрубили. На ее просьбу назвать фамилию и пригласить начальника отказали.

Татьяна Ивановна рассказывала мне свою историю и плакала: «Я ведь этой работнице в офисе в бабушки гожусь». Спрашиваю Татьяну Ивановну: «А договор читали?» Оказалось, что не читала, а посмотрела. Читаем договор вместе. Предметом договора является купля-продажа, причем указано, что «покупатель вносит предоплату в размере 8800 руб. для доставки изделия со склада в магазин». В момент подписания договора покупатель обязуется произвести полную оплату изделия в сумме 15000 рублей. А ведь Татьяна Ивановна не покупатель, а заказчик, и ей двери необходимо изготовить и установить, а не купить. И совсем непонятно, почему она должна оплачивать «доставку изделия со склада в магазин». И еще много чего непонятно в этом договоре. Ну да бог с ним, с договором. Больше всего беспокоят неуважение и равнодушие к человеку!

С уважением

Анна Егорова».

Что есть, то есть. Пройтись не спеша и не будучи вовлеченным в «рекламный процесс» по нашим улицам невозможно. Улыбчивые и угрюмые, застенчивые и хамоватые, скромные и навязчивые «рекламщики» разных мастей норовят «осчастливить» нас не только «недорогими, но качественными окнами», массажными матрасами и косметическими и диетическими чудо-средствами, но и заманить на всякие-разные презентации, сулящие прелести, без которых мы неизвестно как дожили до нынешних времен.

Зачастую их рекламные листовки и буклетики тут же за ненадобностью выбрасываются в урну (это в лучшем случае), а в худшем — валяются на земле, ничуть не смущая рекламного агента, расхваливающего соловьем свой товар.

И с этим всепоглощающим рекламным круговоротом, как оказалось, не всегда чистоплотным и добросовестным, тоже пора разбираться.

До следующей пятницы. И не забудьте, пожалуйста, в ночь на 26 октября (воскресенье) перевести стрелки своих часов на один час назад.

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера