Оформить аварию можно по европротоколу

Оформить аварию можно по европротоколу

ЕСЛИ СУММА УЩЕРБА — НЕ БОЛЕЕ 50 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.
Очередные изменения в российский закон об обязательном страховании автогражданской ответственности вступили в силу с начала этого месяца. Российские законы — это теперь и наши законы, крымские. Чтобы к ним привыкнуть и перестроиться наиболее безболезненно, на полуострове до конца года действует переходный период, во время которого на крымчан распространяются льготы по оформлению автостраховки. При этом все преимущества российского ОСАГО распространяются на крымчан. Например, с 25 тысяч рублей до 50 тысяч увеличен лимит по самостоятельному оформлению документов о ДТП без вызова сотрудников ГИБДД — по так называемому европротоколу.ОТ «АВТОЦИВИЛКИ» К «АВТОГРАЖДАНКЕ»

Безусловно, украинское и российское автострахования отличаются друг от друга. Но эти различия — не в пользу «автоцивилки». На Украине существует три вида полисов ОСАГО. Первый привязан к конкретному транспортному средству и распространяется на всех водителей, имеющих отношение к данному автомобилю. Второй фиксирует автомобиль и конкретных водителей (не более пяти), которые будут им управлять. Третий оформляется на одного водителя и позволяет ему управлять любым автомобилем определенного типа. Первые два типа полисов существуют и в России, с той лишь разницей, что во второй тип полиса российские автовладельцы могут вписать любое количество водителей. Третий тип присущ только украинскому автострахованию.

Российское ОСАГО более адаптивно. На Украине, например, шесть ценовых зон, а разница в стоимости между самой дорогой и самой дешевой — в три раза. В России таких зон тринадцать, а разница между ними — почти в четыре раза.

Стоимость украинской «автоцивилки» несколько ниже: базовая ставка составляет меньше 600 рублей (российская минимальная базовая ставка — 2440). Но и выплаты тоже отличаются. Так, максимальная ставка выплаты за ущерб имуществу в России составляет 400 тысяч рублей, на Украине — чуть больше 150 тысяч. За вред жизни и здоровью с 1 апреля 2015 года будут выплачивать до 500 тысяч рублей (сейчас 160 тысяч), на Украине — чуть больше 300 тысяч.

Впрочем, получить эти суммы не так-то просто: ОСАГО практически не работало, особенно в Крыму, где были представлены относительно небольшие украинские страховые компании, которые периодически сталкивались с финансовыми трудностями и зачастую не выплачивали компенсации в нужном объеме. Понимая, что обращаться за возмещением невыгодно, многие автолюбители пытались «договориться на месте». А такие «разборки» — это конфликты, драки и даже самосуд.

КАКИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЕЙСТВУЮТ ДО КОНЦА ГОДА

Во время действующего сейчас в Крыму переходного периода при оформлении российского полиса ОСАГО на крымчан распространяются следующие льготы. Во-первых, здесь установлен понижающий территориальный коэффициент в размере 0,6 (в Москве он равен 2). Во-вторых, не учитываются коэффициенты «бонус-малус» (наличие или отсутствие аварий в предыдущий период) и мощность автомобиля. В-третьих, для оформления полиса ОСАГО не нужно проходить техосмотр (для всех видов транспорта, кроме коммерческого и специального). В-четвертых, не действует ст. 14 закона об ОСАГО (о праве страховой компании требовать компенсацию в размере страховой выплаты с лица, причинившего вред, если он был причинен умышленно, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, если лицо скрылось с места ДТП, не имело права управлять данным транспортным средством и т.д.).

В этот период на полуострове действуют как российские, так и украинские полисы обязательного автострахования. По последним выплаты производит Российский союз автостраховщиков, если украинские компании по тем или иным причинам отказались от своих обязательств. Правда, это касается выплат лишь по компенсациям за причиненный ущерб здоровью и жизни. А с начала следующего года, когда переходный период закончится, все крымские водители (а их в регионе зарегистрировано около 900 тысяч) будут оформлять ДТП по российским законам.

Некоторые нововведения, касающиеся автострахования, вступившие в силу с 1 октября 2014 года, работают в Крыму уже сейчас. В частности, повышены компенсационные выплаты: за ущерб имуществу — со 120 тысяч рублей до 400 тысяч. А с 1 апреля 2015 года со 160 тысяч до 500 будут увеличены компенсации за причиненный вред жизни и здоровью потерпевшего.

Еще одно принципиальное изменение — увеличение лимита по европротоколу: с 25 тысяч рублей до 50 тысяч. Если ДТП несерьезное и в нем никто не пострадал, то из-за царапины на бампере можно теперь не ожидать часами представителей дорожной полиции — оформить мелкое ДТП можно самостоятельно, не тратя время, нервы и силы.

КОГДА МОЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЕВРОПРОТОКОЛОМ

Европротокол (европейский протокол) — это оформление документов о ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Такая система позволяет водителям самостоятельно заполнить необходимые документы, чтобы в дальнейшем обратиться в страховую компанию за компенсацией ущерба, и покинуть место аварии, не дожидаясь сотрудников ГИБДД и не создавая тем самым дополнительных заторов на дорогах.

В России европротокол заработал пять лет назад. В этом году с 1 октября лимит по нему увеличен до 50 тысяч. А если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, в Московской или Ленинградской области, то здесь теперь действует так называемый безлимитный евро-протокол с максимальной суммой возмещения 400 тысяч рублей, но работает он на определенных условиях.

— Что касается нововведений по поводу безлимитного европротокола, то он работает при условии фиксации факта ДТП определенными техническими средствами, — объяснил начальник управления методологии страхования Российского союза страховщиков Михаил Порватов.

Факт ДТП должен быть зафиксирован с помощью фото- и видеосъемки, а также нужны данные о положении автомобилей при аварии, зафиксированные с помощью глобальных спутниковых навигационных систем.

Особое внимание нужно обратить на то, что и обычным евро-протоколом можно воспользоваться не во всех случаях.

Во-первых, такая возможность не распространяется на происшествия, в результате которых был нанесен вред жизни или здоровью кого-то из водителей, пассажиров или пешеходов.

Во-вторых, столкнувшихся транспортных средств должно быть не более двух, и важно, чтобы вред был причинен только им, а не какому-либо еще имуществу.

В-третьих, необходимо, чтобы каждый из водителей был застрахован по договору ОСАГО или иностранному договору страхования «Зеленая карта» (англ. GreenCard — договор страхования автогражданской ответственности вне страны регистрации о взаимном признании странами — членами Соглашения страхового полиса по страхованию ответственности владельцев средств автотранспорта).

В-четвертых, обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений не должны вызывать разногласий у участников происшествий.

Если же другой водитель не признает свою вину, ведет себя агрессивно или находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то лучше не провоцировать конфликт, вызвать ГИБДД и оформить ДТП по стандартной схеме.

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПОЛНИТЬ ДОКУМЕНТЫ

Если все условия для евро-протокола соблюдены, приступайте к самостоятельному оформлению документов о происшествии. Извещение о ДТП состоит из лицевой (самокопирующейся) и оборотной сторон. На лицевой стороне должна содержаться вся информация о месте, дате, времени и обстоятельствах ДТП, участниках и свидетелях происшествия, о страховщиках, перечне видимых повреждений деталей и элементов и т.п.

Перечислять все видимые повреждения деталей автомобиля необходимо максимально точно и кратко, а также указать их характер: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). И обязательно проследите, чтобы другой водитель «под шумок» не добавил повреждения, не относящиеся к данной аварии.

Не менее важно правильно отразить маневры вашего автомобиля. Например, если вы остановились на красный сигнал светофора, а в этот момент в ваш автомобиль въехали, в извещении надо выбрать вариант не «на стоянке», а «остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора». Соответственно, если один автомобиль обгонял другой, перестраиваясь из одной полосы в другую, нужно отметить позиции «менял полосу» и «обгонял».

Обязательно составьте схему ДТП, на которой должны быть обозначены контуры проезжей части с указанием названий улиц, направление движения, конечное положение автомобилей, дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка.

В пункте «Замечания» можно описать дополнительные обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, не указанные в предыдущих пунктах.

После заполнения лицевой стороны извещения оба водителя должны расписаться (важно, чтобы каждый участник аварии подписал оба листа извещения с лицевой стороны, а не только тот экземпляр, который останется у него).

Оборотную сторону документа, где содержатся дополнительные сведения о происшествии и транспортных средствах, каждый водитель заполняет самостоятельно.

Если в извещении не указаны какие-либо сведения или записи внесены неразборчиво, страховой компании придется самой собирать недостающие данные, что может повлиять как на срок осуществления выплаты, так и на признание заявленного вами случая страховым событием, которое нуждается в компенсации. Поэтому при заполнении извещения лучше использовать шариковую ручку — такие записи лучше отпечатываются на второй стороне. Заполненные данные гелевой ручкой или чернилами могут размазаться от влаги, а заполненные карандашом легко стираются или подделываются.

Желательно сделать фотоснимки ДТП: общий план места происшествия, следы торможения, обломки деталей, место осыпи разбитых элементов (стекол, фар, накладок бамперов и т.п.), оба автомобиля крупным планом со всех сторон и с номерами. Это требование не обязательное, но поможет при взаимодействии со страховой компанией. Также было бы неплохо собрать контактные данные свидетелей — они могут пригодиться при отстаивании вашей точки зрения.

КОГДА МОЖНО ОТРЕМОНТИРОВАТЬ АВТОМОБИЛЬ

Когда все документы заполнены, можно покидать место аварии и отправляться в страховую компанию. Если вы хотите обратиться с заявлением о страховой выплате, не забудьте приложить к нему ваш экземпляр извещения о ДТП. Если вы считаете, что оснований для возмещения вам нанесенного вреда нет, то в течение пяти рабочих дней с момента ДТП обязательно отправьте заполненное извещение своему страховщику.

С момента ДТП нельзя приступать к ремонту автомобиля в течение 15 дней. Если же есть необходимость отремонтировать ваше авто раньше, предъявите его на осмотр в страховую компанию, получите ее письменное согласие, после чего чините вашего «железного коня». Без письменного согласия страховая компания может предъявить вам регрессное требование после выплаты компенсации потерпевшему.

КАК ЕВРОПРОТОКОЛ РАБОТАЕТ НА ЗАПАДЕ

В западных странах такие правила — оформление ДТП без сотрудников полиции — действуют уже давно. В некоторых странах Европы упрощенная система оформления автомобильных аварий используется уже более тридцати лет. Например, во Франции и Бельгии необязательно вызывать полицию на место аварии еще с 1972 года.

При этом единого общеевропейского законодательства на этот счет не существует: в каждой стране — члене Евросоюза эти правила регламентируются внутренним законодательством. Например, в той же Франции оформить ДТП без полиции можно в любом случае, если нет пострадавших в аварии (как раз французскую модель взяли за основу российские страховщики), а в Бельгии без полиции можно обойтись, даже если причинен вред здоровью. Европротокол также действует в Испании и Великобритании.

Другие статьи этого номера