Вон из дома!!!

Вон из дома!!!

В РОССИИ МОГУТ ЗАПРЕТИТЬ ПРОДАЖУ КРЕПКОГО АЛКОГОЛЯ В МАГАЗИНАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ЖИЛЫХ ДОМАХ.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка («Росалкогольрегулирование») подготовила законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Новые правила игры, которые предлагает ведомство, всерьез изменят обстановку на рынке.К тому, чтобы внести изменения в расстановку «российский потребитель — алкоголь», есть свои предпосылки. В первую очередь это количество потребленного россиянами алкоголя. Россия по-прежнему занимает четвертое место по употреблению алкоголя — 15,1 л чистого спирта в год на человека. Эти данные приведены в последнем глобальном докладе ВОЗ о ситуации в области алкоголя и здоровья, рассматривающем положение дел во всех 193 государствах — членах ВОЗ по состоянию на 2012 год.

Как выяснили эксперты ВОЗ, больше всего алкоголя в год употребляют в Беларуси — 17,5 л чистого спирта на человека. На втором месте идут граждане Молдовы (16,8 л), на третьем — Литвы (15,4 л). Россияне, как и три года назад (перед этим подобное исследование ВОЗ публиковала в 2011 году), оказались на четвертой строчке списка. Потребление алкоголя в РФ составляет в год 15,1 л на человека. Это в два с половиной раза превышает среднемировой показатель, составляющий 6,2 л чистого спирта в год, или 13,5 г чистого спирта в день, на человека старше 15 лет. Впрочем, по данным «Росстата» РФ, употребление алкоголя в России снизилось с 18 л на душу населения в 2009 году до 13,5 л в 2013 году.

Больше всего на Земле люди отдают предпочтение крепким спиртным напиткам (50,1% потребления), на втором месте по популярности идет пиво (34,8%), на третьем — вино (8%). В целом по Европе уровни потребления алкоголя оказались самыми высокими в мире. Все страны из первой десятки списка представляют этот регион: пятую строчку заняла Румыния, шестую — Украина, далее идут Андорра, Венгрия, Чехия и Словакия. А ведь это еще без учета крымчан, которые к следующему докладу ВОЗ могут изменить соотношение между четвертым и шестым местом.

Улучшить ситуацию призван законопроект «Росалкогольрегулирования». Новые предложения этого ведомства направлены на реализацию плана по снижению алкоголизации населения и доступности спиртных напитков.

Законопроект предполагает повышенные требования для розничной продажи алкогольной продукции крепостью свыше 28%. Критерием содержания этилового спирта (28% объема готовой продукции) в алкогольной продукции служит аналогичный критерий, используемый в Договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29 мая 2014 г. в Астане, а именно — водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов.

Для начала разработанный ведомством документ предлагает устанавливать требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала для компаний, занимающихся розничной продажей алкоголя. Для тех, что торгуют алкоголем крепостью до 28% включительно, — до 1 миллиона рублей (за исключением организаций общественного питания), а свыше 28% — от 500 тыс. рублей до 2 млн рублей. При установлении размера минимального уставного капитала органы государственной власти субъектов РФ должны будут ориентироваться на соотношение среднего количества таких компаний к численности населения в регионе.

По данным «Росалкогольрегулирования», сейчас минимальный размер оплаченного уставного капитала должен составлять не более 1 млн рублей. При этом, например, в настоящее время только в Москве, Новосибирской области, Якутии, Чукотском и Ханты-Мансийском автономных округах установленный порог составляет 1 млн рублей, а в остальных субъектах — в среднем 300 тыс. рублей. Таким образом, розничную продажу алкогольной продукции крепостью свыше 28% смогут осуществлять только организации, имеющие уставной капитал не менее 500 тысяч рублей. Повышенный уставной капитал — это повышенные требования и… уход с рынка мелких игроков.

Но есть и послабления для бизнеса. В связи с предложением установить повышенные лицензионные требования для розничной продажи алкогольной продукции крепостью свыше 28% законопроектом предусмотрена выдача лицензий отдельно на розничную продажу алкогольной продукции до 28% включительно и на розничную продажу всех видов алкогольной продукции. Таким образом, организации, осуществляющие розничную продажу крепкой алкогольной продукции, смогут также осуществлять розничную продажу алкогольной продукции крепостью до 28%. Для осуществления деятельности по розничной продаже всех видов алкогольной продукции организации не придется получать две лицензии и, соответственно, оплачивать государственную пошлину в двойном размере. Сейчас же различные лицензионные требования в законодательстве не предусмотрены.

Кроме того, «Росалкогольрегулирование» предлагает исправить недоработку, имеющуюся в законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Дело в том, что сегодня в России законодательно запрещено распитие алкогольных напитков в городских лесах, садах и парках, а также на пляжах. При этом запрета на продажу крепкого алкоголя в этих местах нет. То есть теоретически созданный по всем правилам розничный магазин мог торговать такими напитками на территории парка или пляжа. Впрочем, тот же закон запрещает распитие спиртных напитков в упомянутых общественных местах, если только гражданин не употребил его в расположенном там ресторане или баре.

«Росалкогольрегулирование» предлагает ограничить розничную продажу алкоголя в магазинах и кафе на этих территориях. Исключение лишь для алкогольной продукции крепостью не более 16,5%. Кроме того, исключение может быть сделано для индивидуальных предпринимателей, продающих пиво и пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху в ресторанах.

Ну и наконец, «Росалкогольрегулирование» предлагает запретить розничную продажу алкоголя крепостью свыше 28% в магазинах, расположенных в многоквартирных домах. И объясняет эту инициативу большим количеством предложений граждан в связи с многочисленными нарушениями общественного порядка в таких магазинах или рядом с ними. А сколько у нас торгующих алкоголем магазинов, разместившихся в бывших квартирах первых этажей, переведенных в разряд нежилых помещений?!

Эти поправки могут стать не последними. Общественная палата РФ уже предложила отделить в магазинах продажу алкоголя от продажи продуктов питания с тем, чтобы оградить детей от вида бутылок с «огненной водой» и прочими веселящими напитками. Варианты различны: «магазин в магазине», когда алкогольная секция закрыта от остальной продукции и представляет собой самостоятельный отдел с собственной кассой, или организация секции алкоголя вдали от кассовой зоны и рядов с продуктами питания. Первый вариант, популярный в европейских «гиперах», был в свое время проверен в деле и в некоторых севастопольских супермаркетах. Не прижился… При этом остается открытым еще и вопрос, как расставлять спиртное в несетевых магазинах малой площади.

Законопроект уже прошел общественное обсуждение и на прошлой неделе был направлен в департамент оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития России. Остается ждать, уйдет ли алкоголь из магазинов, расположившихся в многоквартирных домах…

Кстати

Россияне поддерживают идею поднять возраст продажи алкоголя до 21 года

Как свидетельствуют результаты исследования ВЦИОМ, проведенного по заказу Общественной палаты РФ, предложение повысить минимальный возраст для продажи алкоголя с 18 лет до 21 года поддерживают четыре пятых россиян (79%). Скорее всего, не одобрили бы эту инициативу 19% опрошенных.

Чем старше респонденты, тем чаще они выступают за то, чтобы спиртное в России отпускали лицам не моложе 21 года. Так, среди опрошенных старше 60 лет эта доля составляет 85%, а среди 18-24-летних — 64% Данную позицию в большей степени склонны разделять женщины (82%), нежели мужчины (74%).

Фото Владимира Докина.

Другие статьи этого номера