Первый поезд пришел в Симферополь в октябре 140 лет назад

Первый поезд пришел в Симферополь в октябре 140 лет назад

В НЕМ БЫЛО НЕСКОЛЬКО ВАГОНОВ, А ЕГО СКОРОСТЬ НЕ ПРЕВЫШАЛА 25 КМ/ЧАС.
Сейчас в это трудно поверить, но железная дорога добралась до нашего полуострова только в последней четверти XIX века. В октябре 1874 года на перрон Симферопольского железнодорожного вокзала впервые ступили пассажиры — в Симферополь (да и вообще в Крым) прибыл первый поезд.ДВА ПАССАЖИРСКИХ, ЧЕТЫРЕ ТОВАРНЫХ

Проекты строительства железной дороги, которая бы соединила полуостров с «большой землей», начали появляться после Крымской войны. Однако рельсы пришли в Крым (и первым делом — в Симферополь) только в 1874 году. В 1875-м эту ветку довели до Севастополя и тем самым полностью ее завершили. Участок от станции Лозовая (современная Харьковская область) до Севастополя длиной 665 км построили за 4 года на средства богатого купца и промышленника Петра Губонина.

По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, «часть дороги от Лозовой до Симферополя принадлежит к самым легким по постройке в России… путь от Симферополя до Бахчисарая несколько труднее, а от Бахчисарая до Севастополя потребовалось очень много искусственных работ, не исключая туннелей». Самым трудным оказался отрезок от Севастополя до Мекензиевых гор: там пришлось пробить 6 железнодорожных туннелей общей протяженностью почти 2 километра. Первый туннель со стороны Симферополя — Сухарный (длиной 331 м), второй — Графский (125 м), третий — Белый (437 м), четвертый — Цыганский (507 м), пятый — Троицкий (294 м), шестой — Городской (228 м), он пробит под Лазаревскими казармами.

ДАЖЕ ЗЕМЛЮ ПРЕДОСТАВИЛИ БЕСПЛАТНО

По первоначальному замыслу, железная дорога должна была пройти в нескольких десятках километров от Симферополя. Но городские власти, не желая упускать такую выгодную возможность, бесплатно предоставили землю для строительства. В итоге железная дорога несколько изменила намеченный маршрут и прошла по западной болотистой окраине Симферополя. Участок Мелитополь-Симферополь официально сдали в эксплуатацию 14 октября 1874 года.

В этот же день в столицу Крыма пришел и первый пассажирский поезд (хотя первый товарный прибыл еще 1 июня того же года). Поначалу в Симферополь приходило всего 6 поездов в сутки: 2 пассажирских и 4 товарных. Составы были невелики — паровозы тех времен могли тянуть не более семи вагонов. И при этом развивать скорость до 25 км/час. Пассажиров поначалу тоже было немного.

В уже упомянутом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона читаем: «Часть дороги от Симферополя до Севастополя проходит по местности не хлебородной, но богатой садами и виноградниками; на эту же часть дороги идут грузы с Южного берега Крыма, поэтому фрукты и вино идут со всех станций этого участка на Севастополь. Из Севастополя идут бакалейные товары и железо, привозимые из-за границы, а в последние годы — также хлопок и чай. Пассажирское движение большую часть года невелико; оно оживляется лишь во время полевых работ, особенно уборки хлеба и сена, так как малонаселенная Таврическая губерния нуждается в большом количестве пришлых рабочих; затем летом и осенью в Крым едет много туристов и больных на морские купанья и на Южный берег Крыма».

По некоторым данным, первое здание Симферопольского вокзала также было построено на средства Губонина, за что Симферопольская городская дума предоставила ему звание почетного гражданина Симферополя. Во время Великой Отечественной это здание (уже несколько перестроенное) было разрушено — фашисты взорвали его при отступлении в апреле 1944-го, уцелели только несколько стен и дымовая труба.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Следующим «ожелезнодороженным» крымским городом стала Феодосия — сюда первый поезд пришел в августе 1892-го. Линию протянули от станции Джанкой. Дорогу вели к Феодосийскому морскому порту (его строительство началось в 1891-м), кратчайший путь к которому с севера проходил по берегу моря. В результате трассу проложили по искусственной насыпи у среза воды. На другой искусственной насыпи, полностью изменившей линию берега в районе порта, возвели портовые сооружения.

В феврале 1900-го состоялось торжественно открытие железной дороги в Керчи. Она протянулась на 90 километров, соединив Керчь с Владиславовкой. «Правильное» (регулярное) пассажирское и товарное движение началось в ноябре 1900 года, и тогда же был закрыт почтовый тракт Феодосия — Керчь: почту стали доставлять не на лошадях, а на поезде. Последним крымским городом, куда добралась железная дорога, стала Евпатория. Давно обещанную связь с линией Лозовая — Севастополь город получил только в 1915 году: шла Первая мировая война, и раненых нужно было отправлять на лечение в госпитали Евпатории. Первый поезд прибыл в Евпаторию в октябре 1915 года.

Кстати

Английская «железка»

Справедливости ради стоит сказать, что самая первая железная дорога на паровой тяге появилась в Крыму не в конце, а в середине XIX века. Но она не отличалась большой протяженностью, просуществовала недолго и не имела никакого отношения к пассажирским перевозкам. История этой дороги связана с Крымской войной, во время которой Балаклава почти на два года превратилась в базу британской армии. В это время англичане не только открыли здесь магазины и гостиницы, создали набережную, но и проложили железнодорожную колею от Балаклавы в Севастополь, к Сапун-горе. Строительство началось в феврале 1855-го, и к концу марта главная линия железной дороги протяженностью около 11 км уже была закончена. Позднее было построено еще несколько ответвлений — общая протяженность дороги составила около 23 км. С помощью этой железной дороги доставляли орудия, боеприпасы и провизию к позициям англичан под Севастополем (в Балаклаву весь этот груз прибывал морским путем). На ровном участке пути вагоны тянули паровозы, на крутых склонах за дело брались лошади-тяжеловозы и мулы. В декабре 1855 года на железной дороге работали 4 паровоза, 215 лошадей и 17 мулов. Для перевозки грузов использовалось 190 вагонов. Железная дорога в Балаклаве проработала до самого конца войны, после чего англичане (хотя по некоторым данным — русские) разобрали её и продали Турции.

По материалам «Крымской газеты», N 122 за 23.10.2014 года.

Другие статьи этого номера