Поторопись!

Поторопись!

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ ПРИЗВАЛ КАБМИН НЕ ЗАТЯГИВАТЬ С ПРОЕКТАМИ ПО РАЗВИТИЮ КРЫМА.
В четверг состоялось очередное заседание правительства РФ, в повестке дня которого, помимо прочего, рассматривалось развитие Крыма, а точнее — создание на полуострове свободной экономической зоны. Впрочем, и в ходе рассмотрения других вопросов, например о демографической политике России, также затронули крымско-севастопольскую тему.Развитие Республики Крым и Севастополя имеет большое значение в целом для улучшения делового и инвестиционного климата в нашей стране. Поэтому и внимание к новым субъектам РФ со стороны Кабмина — серьезное. Буквально две недели назад тема создания в Крыму свободной экономической зоны подробно обсуждалась на совещании у Дмитрия Медведева, который уверен, что полуостров обладает огромным экономическим потенциалом.

«В то же время на протяжении нескольких десятков лет он недофинансировался, — отметил премьер-министр. — Для реализации этого потенциала необходимы не только государственные вложения, но и частные инвестиции, которые по понятным причинам сейчас достаточно затруднены, а инвесторам, естественно, нужны особые условия — привлекательные условия: это и эффективное администрирование, и благоприятный налоговый режим».

Три подготовленных законопроекта должны такие условия создать. Речь идет о проектах федеральных законов «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

По оценке министра по делам Крыма Олега Савельева, эти законопроекты направлены на решение нескольких важнейших для Крыма и Севастополя задач. Это создание конкурентоспособного предложения для потенциальных инвесторов в экономику Крымского федерального округа, стимулирование действующих предприятий к модернизации производства, а также сдерживание роста издержек экономики полуострова, связанных с существенным изменением условий хозяйствования.

По заявлению Медведева, в свободной экономической зоне для инвесторов предусмотрены освобождение от ряда налогов на период до 10 лет (в зависимости от категорий налогов) и снижение административных барьеров. В морских гаванях Крыма могут быть введены режимы «свободного флага» и так называемого «удобного порта», что существенно упростит таможенные процедуры. «Мы рассчитываем, что это простимулирует деловую активность на полуострове, обеспечит приток капиталовложений в промышленность, транспорт, инфраструктуру, логистику, в туристическую, санаторно-курортную сферу и, конечно, в сельское хозяйство», — отметил Медведев.

В результате экономика Крыма должна получить дополнительные ресурсы для развития социальной сферы, повышения уровня и качества жизни людей. Тем самым свободная зона должна способствовать успешной реализации многих проектов, которые заложены в ФЦП развития полуострова на период до 2020 года.

По налоговым преференциям для участников предложены льготы по налогу на прибыль организаций. Законопроектом предполагается 0% в части налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, и до 13,5% в части налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты. Также предлагается освобождение от уплаты налога на имущество в течение 10 лет и от уплаты земельного налога на срок осуществления инвестиций, то есть до ввода объекта в эксплуатацию, но не более трех лет. Кроме того, предполагается установление специального коэффициента по амортизации на весь срок действия свободной экономической зоны (т.е. на 25 лет).

Впрочем, преференции получат не все участники свободной экономической зоны, коими признаются юридические лица, осуществляющие инвестиционные проекты в наиболее приоритетных для Крыма сферах. «Есть и ограничения для инвестиций, на которые могут распространяться льготы. Это добыча нефти и газа, а также оптовая и розничная торговля», — отметил Савельев.

Помимо налоговых, также предусмотрены льготы по социальным платежам. Устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в отношении участников свободной экономической зоны в размере 7,6% в течение 10 лет с момента получения ими соответствующего статуса. Предполагается, что данная льгота будет распространяться только на тех участников, которые получили этот статус в течение первых трех лет работы соответствующего режима.

В случае создания СЭЗ не будут взиматься таможенные пошлины и, соответственно, таможенный НДС при ввозе на территорию свободной экономической зоны машин, оборудования, комплектующих, которые существенно облегчат бремя модернизации и реализации инвестиционных проектов на территории Крымского федерального округа. По оценке экспертов, предлагаемые меры позволят снизить издержки инвестора в размере до 30% относительно тех, которые он осуществлял бы на другой территории Российской Федерации.

Помимо создания свободной экономической зоны, законопроект предусматривает механизм решения следующих задач. В частности, предусмотрены особые механизмы изъятия земли для реализации инфраструктурных проектов. Стоит отметить, что федеральным конституционным законом полномочия по регулированию этих отношений до 1 января 2017 года переданы соответствующим органам Республики Крым и Севастополя, поэтому данным законопроектом на данном этапе регулируются только вопросы изъятия земли под создание инфраструктуры, необходимой для реализации проектов Крымского федерального округа. В частности, речь идет о мостовом переходе на территории других субъектов Российской Федерации (имеется в виду Краснодарский край).

Также предусмотрено упрощение предоставления участникам свободной экономической зоны земельных участков, то есть снятие тех противоречий, которые есть, когда на конкурсе отбирается сначала инвестиционный проект, а потом должен быть повторный конкурс по предоставлению земли. Помимо этого, предусмотрено снижение порога признания высококвалифицированной рабочей силой иностранцев (которые обязательно будут привлекаться для реализации проектов в Крымском федеральном округе) с 2 млн рублей до 1 млн рублей годовой заработной платы.

Одним из пилотных моментов в Крымском федеральном округе данный законопроект предусматривает возможность получения визы в соответствующих консульских пунктах в местах пересечения государственной границы на срок до 30 дней по прибытии. Эта виза будет действовать только на территории Крымского федерального округа, и ее предоставление предусматривается для специалистов, привлекаемых инвесторами при обсуждении потенциальных инвестиционных контрактов и проектов, реализуемых в Крымском федеральном округе, а также для туристов, поскольку это крайне важный потенциал развития Крыма.

Одна из задач, которую решает законопроект, — это стимулирование выхода из «тени» за счет введения налоговых двухлетних каникул для субъектов малого и среднего предпринимательства, пользующихся упрощенным режимом налогообложения. Также в эту категорию включаются и плательщики единого сельхозналога. При этом предусматривается снижение ставок упрощенного налогообложения с 6 до 4% на период до 2021 года.

Вместе с тем продолжаются обсуждение и анализ социально-экономической ситуации и, конечно, дискуссия по достаточности предлагаемых мер для стимулирования и сохранения активной предпринимательской инициативы в Крымском федеральном округе. Законопроект о создании СЭЗ в Крыму вскоре будет внесен в Госдуму. Сам закон должен вступить в силу с 1 января 2015 года.

Кстати

Среди пунктов повестки дня, которые рассматривались на этом заседании правительства, был и вопрос предоставления в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и Севастополя иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2015 годы на территории Республики Крым и Севастополя. Согласно проекту правительственного постановления, предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 949 088,05 тыс. рублей на финансовое обеспечение региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда: бюджету Республики Крым — в размере 619076,05 тыс. рублей, бюджету Севастополя — 330 012 тыс. рублей.

Подготовил Клим КОСТНЕР.

Фото Дмитрия Метелкина (из архива редакции).

Другие статьи этого номера