В «кривом зеркале» кинокадра

В последние годы стало модным снимать сериалы о людях, известных всей стране. Их имена на слуху, линии их судеб вызывают пристальный интерес народа: Василий Сталин, Екатерина Фурцева, Чапаев, Жуков, Людмила Зыкина… Но стоит ли подогревать любопытство зрителей, добавляя в сценарий вымышленные факты, досужие слухи, скандалы? Или ради рейтинга фильма все средства хороши? И с экрана телевизоров на севастопольцев обрушивается очередная порция пикантных и недостоверных подробностей из жизни кумиров.»Пробой пера» для сценаристов стали классики литературы — Пушкин и Есенин — в исполнении Сергея Безрукова. Об этих киношных образах крайне негативно отозвался истинный интеллигент и настоящий артист Василий Лановой: «То, что он сотворил в фильмах о Пушкине, и особенно о Есенине, пусть будет на его совести. Хотя виноват не столько Безруков, сколько те, кто пишет такие сценарии». А ведь многие принимают персонажи на экране за чистую монету, особенно категоричные подростки. Увидев одну из серий «Есенина», которую смотрели взрослые, сын подруги с негодованием заявил: «Так вот он какой на самом деле — пьяница и хулиган, больше не буду учить его стихи». Так «высокое киноискусство» может и от поэзии классиков отвратить.

Жуков, как и любой советский деятель высшего ранга, никаких «человеческих» проявлений не допускал, ничего личного не оставил даже в своих «Воспоминаниях и размышлениях». И создатели сериала для «очеловечивания» образа вытащили на экран любовниц. Но внутренний мир человека так и остался за кадром. После выдающихся военачальников и государственных деятелей в поле зрения сериальных команд попали Анна Герман и Валентина Толкунова. Сериал о Валентине Серовой вызвал возмущение почитателей ее таланта, родственников актрисы и Константина Симонова. Они не одобрили сценарий сериала и вынудили съемочную группу отказаться от использования имен поэта и актрисы, а также потребовали убрать из картины звучавшие там стихи Симонова. «Звезда эпохи» была задумана как история отношений Серовой и Симонова, но после вмешательства родственников героев переименовали, и появились поэт Семенов и актриса Седова. Вроде бы собирательные образы, что дает возможность фантазировать, но всем известно, кого имеют в виду постановщики сериала, и зрители воспринимают героев как Серову и Симонова. Но скандалы, как правило, играют на руку создателям сомнительных сериалов. Ведь это гарантирует новую волну повышенного внимания зрителей.

Затем деятели кино взялись за звезду советского кинематографа Любовь Орлову — идут съемки сериала с Олесей Судзиловской в главной роли. Выход фильма на экран ожидается в этом году. В разработке находятся сериалы о Нонне Мордюковой и Людмиле Гурченко. Причем эта новость для родственников недавно ушедших от нас актрис оказалась большой неожиданностью. Никто их согласия не спрашивал и сценарий не согласовывал, они предполагают, что в основу сюжета войдут «жареные» факты из желтой прессы. Иначе что еще могло помешать диалогу двух сторон? Если бы цель была иной, то очевидно, что сценарий заказали бы кому-нибудь из драматургов, которые лично знали актрис.

Сценарий сериала о Людмиле Марковне с бравым названием «Давай, Люся!» практически готов, съемки начались. Сложно представить Нонну Гришаеву, актрису иного амплуа, в образе Гурченко. Пятый муж известной актрисы, Константин Купервейс, огорчен, что никто ему не сообщил о предстоящих съемках, ведь он прожил с Людмилой Марковной самый лучший период ее жизни — целых двадцать лет. По поводу Гришаевой он добавил, что она, скорее всего, сможет сыграть только легкомысленную Гурченко, но никак не драматическую. Но, возможно, она полностью соответствует стилю и сюжету сериала. В картине должны появиться все шесть мужей актрисы, включая Иосифа Кобзона, и сомнительная история якобы ее романа с Владимиром Высоцким. Возможно, имена главных героинь претерпят изменения, чтобы избежать ненужных проблем, судебных исков.

Кстати, о Владимире Семеновиче: поклонники барда с нетерпением ждали выхода на экран фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Посмотрев картину, многие были разочарованы. Выдающегося артиста показали законченным наркоманом, который стал безвольной марионеткой в руках организаторов гастролей. У каждого человека есть свои недостатки, отрицательные стороны, но зачем на этом строить сюжет фильма, не замечая главного. Авторы явно не ставили своей задачей показать многогранный образ барда. «Не настолько ужасен фильм, насколько люди, аплодирующие стоя этому шедевру! Как говорится, народ «схавал» и не подавился. Никому не интересно вникать в творчество Высоцкого. Зрителю подавай грязное белье, сценаристам и продюсерам — кассовость и сборы. Высоцкого уже «раздели», скоро в ход пойдут Абдулов и Янковский. Не фильм такой — люди такие…» — этот отзыв оставила на одном из сайтов Олеся.

Самый достоверный вариант, раскрывающий всю глубину личности героев — это документальное кино с использованием воспоминаний родственников и друзей, коллег по работе, кинохроники. Не будет отступлением от правды съемка художественного фильма по мемуарам исторического персонажа. К примеру, звезда французского кинематографа Мишель Мерсье написала увлекательную книгу о своей жизни «Маркиза ангелов, или Разбитое сердце Анжелики». Почему бы не поставить по ней сериал? Воспоминания известных людей — прекрасный источник для подлинных шедевров кинематографа. Так стоит ли опускаться до бульварного уровня и осквернять память ушедших из жизни кумиров?

Другие статьи этого номера