На улице Ленина в доме N 68 находится штаб-квартира представительства Союза кинематографистов РФ в Севастополе. «Чем живет организация? Какие задачи решает?» — эти вопросы интересуют читателей «Славы Севастополя» Ольгу Самошкину, Веру Романенко. Чтобы ответить на них, договариваюсь о встрече, переступаю порог офиса и вижу неподражаемую Татьяну Гагину, в девичестве Клюеву. Эта замечательная советская актриса известна всем по главной роли в фильме-сказке «Варвара-краса, длинная коса». Сейчас Татьяна Николаевна возглавляет представительство Союза кинематографистов РФ. По натуре она очень скромный человек и не любит рассказывать о себе, но без этой увлекательной, почти сказочной предыстории сложно понять, какие дороги привели ее к нынешним кинематографическим делам.— Татьяна Николаевна, как вы пришли в актерскую профессию?
— Мне было 12 лет, когда в нашу московскую школу пришел помощник режиссера подбирать детей в новую картину Александра Наумовича Митты «Звонят, откройте дверь». Деток просмотрели очень много, но я им чем-то глянулась. И в этой картине у меня есть крошечный эпизодик. Мне очень повезло в той киноистории, первый съемочный день был каким-то праздником. Все было замечательно, я оказалась в совершенно другом мире, это как на Луну слетать. А.Н. Митта — потрясающий человек, ведь детское кино очень сложное, и не каждый режиссер с ребятней может работать. Я попала в руки гениальных людей. То, что они в меня заложили, осталось навсегда. Я им очень благодарна, их уроки мне и в жизни сломаться не дают. Александр Роу делал сказку легко, без спецэффектов, так казалось со стороны. После дебюта у меня были роли в других картинах…
— После окончания ГИТИСа вам пришлось сделать выбор между карьерой киноактрисы и семьей. Насколько сложно он вам дался?
— Я помню, что тогда Владимир Роговой снимал пробы для картины «Офицеры». Если в кинематографе я о чем-то жалею, так это о потерянных ролях, а их было много. И съемки в картине «Офицеры» — моя самая большая потеря. Я пробовалась на роль, и Владимир Роговой очень хотел меня снимать. Но на студию приехал мой друг, морской офицер Дима Гагин, он только пришел c боевой службы и предложил мне пойти погулять. Я согласилась, переоделась в костюмерной и прямо в гриме с ним ушла. Мы с Димой учились в одном классе и давно дружили. Роговой мне этого не простил и вместо меня утвердил на роль актрису Наталью Рычагову, она и сыграла Машу Белкину. А Дима мне сделал предложение, и мы с ним уехали из Москвы в Севастополь, хотя в профессии все было очень складно. Я тогда не очень и задумывалась, правильно поступаю или нет. За ним я ушла бы и на край света. И так до сих пор. Поначалу, после приезда в Севастополь, предложения от кинематографа были, но я достаточно далеко нахожусь от кинематографического «шелкового пути». Да и семья, ребенок маленький, ответственность. Муж уходил в море на боевую службу, а «короткий» поход длился одиннадцать месяцев. Туда на лодочке не доплывешь, письмо идет два месяца. Муж перед разлукой говорил: «Ты — жена командира, поэтому на многое не имеешь права: занимать деньги, плакать, кому-то жаловаться. Если к тебе придут люди, ты должна им помочь». Так началась моя военно-морская наука.
— Как сложилась ваша жизнь в Севастополе?
— Прекрасно. Я люблю этот город, считаю его своим. В Москву я приезжаю к родственникам, а к Севастополю мы прикипели душой. Мы приехали на частную квартиру с маленьким сыном, всего достигли сами. И все мне здесь дорого, люди очень хорошие, здесь наша жизнь. И «хватательный рефлекс» здесь менее развит, за это я люблю Севастополь, его отзывчивых людей. Мне хочется крикнуть: «Спасибо, Россия, за то, что мы обрели возможность вернуться домой». Наши люди умеют это ценить. Но по своей профессии я, конечно, тоскую.
— Как Союз кинематографистов России нашел вас?
— Дело в том, что актерская профессия не имеет национальности. Когда Севастополь снова вернулся в Россию, нужно отдать должное руководству Союза кинематографистов РФ, нам пришло письмо, что нас приняли в этот творческий союз. Я состою в гильдии киноактеров союза, а Татьяна Шкарина — в гильдии киноведов и кинокритиков. Мы были очень тронуты, и люди понимают, что здесь нужно такое кинопредставительство.
— Чем занимается представительство Союза кинематографистов РФ в Севастополе?
— Недавно была премьера фильма Никиты Сергеевича Михалкова «Солнечный удар». Это дорогого стоит, это шедевр. И мне бы хотелось, чтобы небосклон над Севастополем был усыпан только дорогими бриллиантами. В конце августа мы замечательно отметили 90-летие киностудии «Мосфильм» совместно с Севастопольским международным кинофестивалем и кинотеатром «Победа». В этом кинотеатре нас очень хорошо приняли, и мы показали 15 картин киностудии «Мосфильм». Эти фильмы несут добро, там присутствует законченность мысли, и они актуальны сегодня. Город был счастлив от такого общения с кинематографом.
— Ваша гордость — Севастопольский международный кинофестиваль.
— У него непростая судьба, у его истоков стояли такие великие люди, как актер Богдан Ступка и писатель Василий Аксенов. Много сил и энергии вкладывает в это дело Елена Наумова — генеральный директор фестиваля. Мы его всячески поддерживаем. Есть Каннский кинофестиваль, и ради этого события живет город. Мне кажется, что в Севастополе должен быть один главный фестиваль, пронизанный исторической и патриотической темами. Эти идеи соответствуют Севастополю, мы их определили, начиная работать с фестивалем.
Приезжал народный артист России Николай Бурляев, его фестиваль я тоже считаю сильным и достойным, с хорошим шлейфом традиций, где звучит тема православия и патриотизма. Он нам не чужой. Сейчас необходимо очищение общества, понимание, что главное в жизни — как можно больше отдать.
— Но есть желающие превратить Севастополь в город бесконечных фестивалей.
— Нет, это должны быть настоящие шедевры. Необходимо, чтобы управление культуры отслеживало и тщательно проверяло все заявки. Профессионалы должны решать, что нужно городу, а что — нет. Нельзя его наполнять ненужными событиями, иначе можно объесться. Севастополь достоин самого лучшего. А есть фестивали, которые проводят случайные люди. Такие кинофорумы нигде не зарегистрированы, не приносят денег в бюджет города и не работают на его имидж. Должен быть строгий отбор, надо знать, для чего это мероприятие проводится и кто будет его смотреть. Нужно поглощать только качественный продукт, и культура должна зарабатывать. В ноябре состоится пленум Союза кинематографистов РФ, я считаю, что будет разумно поставить там этот вопрос. Мне приятно, что первый заместитель председателя Союза кинематографистов Сергей Лазарук приветствует все наши инициативы и начинания.
Хочу сказать еще об одном явлении, которое не одобряю. Сейчас стали популярны детские киношколы. Одно дело, когда известная актриса Наталья Бондарчук открывает такую школу: она знает, что нужно дать детям. Это профессионал высокого класса. У нее получить мастер-класс было бы и артистам полезно. А когда ради денег вовлекают детей в сомнительные киношколы и обещают родителям манну небесную, уничтожают имидж настоящего дела… Я против такого подхода.
— Поделитесь ближайшими планами.
— Уже началась подготовка к очередному Севастопольскому международному кинофестивалю, это наш главный титульный фестиваль. Мы готовы помогать всем, кто несет в Севастополь настоящую культуру. Губернатор Сергей Иванович Меняйло пригласил нас к себе, выслушал очень внимательно, мы достигли взаимопонимания, нашли поддержку по вопросам кино. Будем двигаться вперед.
— Желаю удачи в ваших начинаниях.
Беседовала М. ПАРХОМЕНКО.
* * *
ДЛЯ СПРАВКИ:
Татьяна Гагина в кинофильмах:
1965 г. — «Звонят, откройте дверь» — школьница в актовом зале.
1965 г. — «Акваланги на дне» — Оксана.
1967 г. — «Шестое лето».
1969 г. — «Варвара-краса, длинная коса» — Варвара-краса.
1973 г. — «Самый сильный» — Гюльчек.
1976 г. — «Встретимся у фонтана» — Рая, шеф-повар.
1981 г. — «Яблоко на ладони» — Люся.
1988 г. — «За кем замужем певица?» — Вероника Шустрова.
1994 г. — «Царевна» — тётка.
1995 г. — «Остров любви» (фильм 8-й — «Заложники») — Варвара Карповна Сухобриева, мать.