С 1 января 2015 года техосмотр станет обязательным для автовладельцев Крыма и Севастополя

С 1 января 2015 года техосмотр станет обязательным для автовладельцев Крыма и Севастополя

КАК СОЗДАТЬ В КРЫМУ ПУНКТ ОСМОТРА И ПРОВЕРИТЬ АВТОМОБИЛЬ.
Менее двух месяцев остается до нового года и окончания переходного периода, действующего в Крыму после присоединения полуострова к России. До 1 января 2015 года автовладельцы еще могут оформить, например, полис ОСАГО с учетом понижающих коэффициентов и не проходить технический осмотр. По украинским законам процедура ТО необязательна, по российским — необходимая.НЕ ОТМЕНИТЬ, НО УПРОСТИТЬ

Необязательным техосмотр стал на Украине относительно недавно: он был отменен лишь в 2011 году, и то не для всех. Из «технического осмотра» эта процедура была переименована в «технический контроль», а талон техосмотра заменили на «протокол прохождения технического контроля». Техосмотр остался обязательным для прохождения один раз в два года для легковых и грузовых автомобилей старше двух лет, зарегистрированных на юридический лиц, прицепов старше двух лет, автобусов и специальных транспортных средств, перевозящих опасные грузы (независимо от возраста). А все украинские такси должны проходить ТО раз в год.

В России процедура техосмотра по-прежнему остается обязательной. Впервые о техосмотре в России речь зашла почти полтора века назад — в 1869 году, когда в Санкт-Петербурге были введены правила для извозчиков и содержателей общественных карет. Через три десятка лет российское Министерство путей сообщения приняло специальное постановление о порядке и условиях перевозки пассажиров и грузов в самодвижущихся экипажах. Этот документ и стал первым сводом Правил дорожного движения.

Технический прогресс не стоял на месте, автомобильная промышленность развивалась, а с ней совершенствовались не только правила безопасности уличного движения, но и порядок проверки транспортных средств. Еще в тридцатые годы прошлого века было введено правило проходить техосмотр не реже одного раза в год. В 2011 году в России было предложено существенно упростить процедуру техосмотра, что и было реализовано на следующий год.

КТО ДОЛЖЕН ПРОХОДИТЬ ТЕХОСМОТР

До введения нового порядка прохождения техосмотра на российском рынке встречались многочисленные махинации с продажей талонов, «левыми» станциями обслуживания, которые обещали сделать все быстрее и дешевле. Россияне, видя многочисленные очереди в ГИБДД на ТО, прибегали к серым схемам оформления техосмотра.

Два года назад правила прохождения техосмотра поменялись, и эта процедура была передана из ГИБДД аккредитованным операторам. Она хоть и осталась обязательной, но стала намного проще и понятнее, а самое главное — быстрее. «Торговля» талонами ТО была свернута, поскольку потеряла свою актуальность.

Теперь, по многочисленным отзывам российских водителей, прохождение техосмотра занимает 10-15 минут. Хотя по закону строго лимитированная длительность проведения ТО составляет для автомашин с бензиновым двигателем не более 39 минут, с дизельным — 43 минуты. Но это на бумаге. По факту же процесс проходит гораздо быстрее.

Транспортные средства, перевозящие людей и опасные грузы, обязаны проходить техосмотр каждые шесть месяцев. Автомобили в возрасте от трех до семи лет (легковые, грузовые до 3,5 тонны, прицепы и полуприцепы, а также мототранспортные средства) — каждые два года. Все остальные — ежегодно.

По российским законам без технического осмотра, а точнее — диагностической карты, выданной по его итогам, нельзя оформить обязательный полис ОСАГО, без которого автовладелец не имеет права садиться за руль. Раньше, кстати, все было наоборот — без полиса обязательного автострахования гражданской ответственности невозможно было пройти техосмотр.

Правда, крымчане до конца года, пока действует переходный период, от прохождения техосмотра освобождены. Впрочем, эта льгота будет работать меньше двух месяцев, поэтому, чтобы не попасть впросак при оформлении полиса ОСАГО или при встрече с сотрудниками ГИБДД, лучше заранее изучить все законодательные нюансы и узнать, где можно будет проверить свой автомобиль. Тем более что это несложно: на сайте Российского союза автостраховщиков можно найти полный список всех операторов, уже работающих на полуострове. Ведь некоторые транспортные средства в Крыму обязаны проходить техосмотр уже с 1 июля этого года. К этой категории относится коммерческий транспорт (как грузовой, так и для перевозки пассажиров — такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки людей), спецтранспорт и прицепы.

ЧТО ПРОВЕРЯЮТ?

Для прохождения техосмотра при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, доверенность (если автомобиль оформлен не на вас), свидетельство о регистрации ТС или паспорт транспортного средства (в случае если автомобиль не стоит на учете).

В процессе осмотра автомобиля эксперты проверят двигатель (в том числе содержание загрязняющих веществ в отработанных газах), тормозную систему, рулевое управление, внешние световые приборы, стеклоочистители и стеклоомыватели, ремни безопасности, зеркала, стекла. Водитель должен иметь в своем автомобиле знак аварийной остановки и огнетушитель массой не менее 2 кг с неистёкшим сроком годности.

По результатам техосмотра на руки владелец получает диагностическую карту с результатами тестов техосмотра, сведениями об автомобиле и сроком действия. Составляется такая карта в двух экземплярах письменно, а также в электронном виде — для отправки в единую базу ТО, где все данные хранятся не менее пяти лет, после чего уничтожаются комиссией с участием руководителя оператора технического осмотра путем сожжения или механического измельчения.

Такие правила хранения, передачи и уничтожения диагностических карт вступили в силу в августе 2014 года.

Хранятся диагностические карты в пунктах технического осмотра, а их учет ведется по регистрационным номерам и датам проведения технического осмотра в книге учета диагностических карт, прошнурованной и скрепленной печатью.

Поэтому при потере или краже вашей диагностической карты оператор, у которого вы проходили ТО, обязан вам выдать дубликат в день обращения. А если в период действия карты сменился собственник автомобиля, проходить техосмотр заново не придется: старая карта действительна до момента истечения указанного в ней срока.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ РАБОТАТЬ ЕСТЬ!

Проводить техосмотр могут только аккредитованные операторы. До 1 января 2015 года все желающие заниматься этой деятельностью на территории Крыма и Севастополя должны пройти полную аккредитацию в соответствии с российским законодательством о техническом осмотре.

— Время переходного периода, когда организации, внесенные в реестр, могут работать без аккредитации, истекает 31 декабря 2014 года. До этого времени они должны или прекратить свою деятельность, или аккредитоваться в соответствии с действующим законом, — напоминает начальник управления по организации технического осмотра и аккредитации Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Климаков.

Ничего сложного в том, чтобы пройти аккредитацию, по его словам, нет. Похожая ситуация была в России два года назад, когда правила прохождения техосмотра только вступили в силу: по состоянию на 1 января 2012 года в реестр автоматически была внесена 2041 организация, а к началу 2013 года РСА аккредитовал по новым правилам 2832 оператора. В Крыму, конечно, такое количество операторов не нужно, но, уверен, что их будет достаточное количество, чтобы у людей был выбор и не создавались очереди.

— Организации и физические лица, которые раньше осуществляли деятельность по проведению техосмотра в Крыму, включены нами в реестр операторов автоматически, для этого надо было только подать соответствующее заявление, — объяснил президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин.

— Когда мы встречались летом с крымскими предпринимателями, желающими заниматься техническим осмотром, мы видели их заинтересованность, и думаю, что до конца года все желающие смогут пройти аккредитацию, — добавил Климаков. — Первые аккредитации Российский союз автостраховщиков уже выдал, поскольку для определенных категорий техосмотр уже обязателен. Эти операторы работают, и на мой взгляд — профессионально.

А чтобы процесс получения аккредитации проходил наиболее комфортно, для владельцев пунктов техосмотра Российский союз автостраховщиков еще летом провел несколько семинаров. Специалисты РСА подробно рассказали о правилах оформления заявления о предоставлении аккредитации, о необходимых документах для получения аттестатов. Сразу же был организован прием документов для тех, кто уже был готов их представить и начать работать. На сегодняшний день в Крыму действует около тридцати пунктов технического осмотра.

Для того чтобы открыть свой пункт ТО и получить аккредитацию, необходимо сделать несколько шагов.

Во-первых, создать юридическое лицо — ООО или ИП — и зарегистрировать вашу организацию в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (юридических лиц) и встать на учет в налоговом органе.

Во-вторых, подобрать помещение (арендованное или находящееся в собственности), в котором можно было бы разместить все необходимые для проведения технического осмотра средства диагностирования (в том числе средства измерения).

В-третьих, закупить и установить необходимое оборудование — более двух десятков диагностических средств.

В-четвертых, нанять хотя бы одного технического эксперта с профильным образованием и наличием в водительском удостоверении категорий, соответствующих предполагаемой области аккредитации пункта техосмотра.

Когда все будет подготовлено — обращайтесь в РСА за аккредитацией. Если с документами все в порядке, вам выдадут аттестат аккредитации оператора технического осмотра, подтверждающий ваше право на проведение диагностики. Аттестат выдается бессрочно, но для подтверждения вашей деятельности предусмотрен ежегодный взнос в РСА.

Удачного бизнеса!

Другие статьи этого номера