Кинотеатр «Победа» Севастополь строил всем миром…

Кинотеатр "Победа" Севастополь строил всем миром...

В эти дни коллектив КП «Киновидеопрокат» отмечает знаковую дату — ровно 65 лет назад, к 32-й годовщине Октября, в нашем славном городе-герое вошел в строй кинотеатр «Победа». Однако истинные севастопольцы, чьи родные во втором и третьем поколениях своими руками возводили самый первый после Великой войны кинотеатр в родном городе, вправе считать себя сопричастными к истории строительства этого особо почитаемого севастопольцами объекта культуры.Хроникой строительства кинотеатра в наши дни плотно занимается «главный музейщик» и по совместительству — главный инженер КП «Киновидеопрокат» Сергей Шуневич. Он любезно предоставил в распоряжение редакции целую подборку видеоматериалов и сумел выстроить в цепочку все этапы строительства этого знакового послевоенного объекта, выросшего в 1949 г. на руинах улицы Б. Морской в освобожденном Севастополе…

Итак, как же все начиналось? Существует предположение, что И. Сталин, посетивший Севастополь в 1948 г., обратил особое внимание на строительство объектов культурного назначения в будущем генплане восстановления города-героя Севастополя. И даже дал вариант названия этому кинотеатру — «Победа». Вопрос, конечно, спорный, но основания для такого предположения имеются.

Есть смысл сказать несколько слов об архитекторах здания. Ими были А. Иванов и Ю. Траутман. Если о последнем известно практически все, то фигура зодчего А. Иванова окутана флёром некоей тайны. Во-первых, этот человек работал над генпланом будущего кинотеатра «Победа»… без обеих рук. В распоряжении историографов кинофикации Севастополя есть сведения, что А. Иванов был москвичом, в годы Великой Отечественной войны защищал Родину, будучи военным летчиком-истребителем. Тогда же он при выполнении очередного задания и получил тяжелые ранения обеих рук, их пришлось ампутировать. Известно также, что в проектировании кинотеатра он вел все-таки «первую скрипку». Существует предположение, что А. Иванов — это не настоящая фамилия. Сергей Шуневич выдвигает версию псевдонима — по причине работы архитектора в закрытом «ящике», в те времена это не было редкостью…

Уже в декабре 1948 г. на месте будущего кинотеатра «Победа» развернулась большая стройка. Однако к лету 1949 г. по разным причинам стало ясно, что к 7 ноября 1949 г., вопреки старой советской традиции, в новом кинотеатре, увы, не состоится торжественный кинопоказ: отставание от графика стройки было катастрофическим.

В горкоме партии забили тревогу. И во главе строительства поставили старшим прорабом опытного профессионала Софью Алмазову. Этой замечательной труженице удалось переломить ситуацию, претворив в жизнь коренные технологические реформы на стройплощадке.

В сентябре 1949 г. «Слава Севастополя» (за 51 день до ввода кинотеатра в эксплуатацию) организовала на объекте рабкоровский пост. Почти ежедневно на второй полосе печаталась хроника строительства кинотеатра «Победа». А 4 ноября 1949 года описанию финала стройки была отведена целая вторая полоса «Славы» под заголовком «Работать так, как строители кинотеатра «Победа». А центральное место в подборке было отведено выступлению старшего прораба Софьи Алмазовой.

Газета уделила ее рассказу о том, как нелегко «ковалась «Победа», немного места. Посему есть смысл процитировать фрагмент из книги воспоминаний С. Алмазовой «Этажи и люди», вышедшей в свет в 1982 г. Итак, глава о строительстве кинотеатра «Победа».

«…Шел сентябрь 1949 года. Мне было поручено в то время восстановление хирургического корпуса городской больницы. Работы уже подходили к завершению. Приближался день сдачи моего первого в Севастополе объекта. Но сдача состоялась без меня. Буквально накануне этого события в обеденный перерыв приехал начальник управления «Россевастопольстрой» Н.К. Проскуряков.

— Садитесь, Софья Дмитриевна, в машину, покажу вам одну интересную стройку.

Машина выехала на Большую Морскую и остановилась у новостройки, стоящей в лесах. Это было здание будущего кинотеатра «Победа».

— Вот ваше новое место работы, — сказал Проскуряков. — Пойдемте посмотрим.

Стены кинотеатра были возведены и почти полностью облицованы. Но внутри штукатурные работы лишь начались, лепка для зрительных залов и фойе не готова, полы не настланы, отсутствовала добрая половина крыши — только готовились стропила.

— Кинотеатр должен быть открыт к 7 ноября, то есть через сорок пять дней, — подвел итоги осмотра начальник управления.

— Это очень сложно, — сказала я.

Проскуряков нахмурился:

— Да, сложно. Но не невозможно. Вы должны понять, как важен этот кинотеатр для города.

Я это понимала. Единственным зрелищным предприятием в то время был переоборудованный под кинотеатр «Красный луч» подвал в одном из домов на улице Ленина. Но как уложиться в такие жесткие сроки?

Глядя на мое растерянное лицо, Проскуряков пообещал:

— Вам будет помогать весь город. А, кстати, знаете, кто автор проекта? Человек, можно сказать, героический. Его фамилия Иванов. Живет в Москве. Прошел всю войну. Создает замечательные проекты. Вот на него нам и надо равняться. А вы говорите: сложно. И это с такими-то мастерами-строителями, как Семиохин!

С Семеном Семеновичем Семиохиным я познакомилась в тот же день. Он возглавлял бригаду облицовщиков. Свою профессию Семен Семенович унаследовал от отца и сам уже больше тридцати лет отдал любимому делу. Под стать бригадиру были и его помощники — С. Руденко, С. Филин, А. Казаков. Все они — потомственные облицовщики, до тонкостей знающие свое ремесло. Сергей Руденко в дни войны оборонял Севастополь, затем с боями дошел до Берлина. Отслужив, вернулся к своей мирной профессии. И работал, как и воевал, по-гвардейски.

С этой бригадой мне сразу удалось найти общий язык. А вот с прославленным старым мастером Алексеем Гавриловичем Егурновым на первых порах отношения у нас складывались не так, как хотелось. Получив задание, Егурнов долго расспрашивал, что и как нужно делать. «Неужели, проработав почти сорок лет, он не знает самых простых вещей?» — думала я, пока не догадалась, что он просто-напросто проверяет меня. Подступила было к сердцу обида, но взяла себя в руки, терпеливо объясняла задания по два и три раза, пока Алексей Гаврилович не уверовал в меня как в старшего прораба. С того времени мы стали друзьями.

Подавляющее большинство в коллективе составляла молодежь, вчерашние выпускники школ ФЗО. За три месяца обучения в школе многие из них ни разу не побывали на практических занятиях. В то время практика сводилась к разборке завалов и полуразрушенных зданий: на счету были каждые рабочие руки. Рубанок, кисть, шпатель, мастерок они видели только на теоретических занятиях, а учились ими работать, уже придя на стройку. Поэтому и курьезов в первые недели с ними случалось немало. Помнится, как плотники Михаила Кабалина по выданному им эскизу поставили стойки опалубки балок «вверх ногами»: клинья для регулировки опалубки основания балки были загнаны под потолок, а подкосы опирались о пол. Пришла я, глянула, и не знаю, смеяться или плакать. Ведь дорога каждая минута, а здесь на переделку не один час уйдет.

Но они, молодые плотники Миши Кабалина, столяры Николая Назарова, каменщики Миши Смагина, были полны энтузиазма и задора, сознавали всю ответственность, возложенную на них, работали горячо и самозабвенно. И разве можно было на них сердиться?!

Дни летели с ужасающей быстротой. Домой добирались в одиннадцать-двенадцать часов ночи. Жила я в разрушенном здании института имени Сеченова. Недоужинав, засыпала на диване, но уже в четыре часа вскакивала и открывала потрепанную общую тетрадь. Улицы были темны и пустынны. За окном шумело море. Через короткие интервалы времени раздавались в ночи гудки. А я сидела и торопливо записывала: «Бригаде Назарова навесить двери на первом этаже. Облицовщики Семиохина свою работу почти закончили. Надо послать их помочь бригаде Кабалина в укладке и шлифовке мозаичных полов. Выяснить, почему не было вчера электромонтажников…» В семь утра я была уже на стройке. И опять в бешеном ритме начинали лететь часы и минуты.

Загружены бригады были, насколько это только возможно. Но Проскуряков был прав: нам помогал весь город. С самого утра, прихватив кирки и лопаты, приходили к нам черкасовские бригады домохозяек. Они разгружали строительные материалы, очищали территорию вокруг здания от камней и мусора, вывозили его. В воскресные дни к строящемуся кинотеатру спешили коллективы промышленных предприятий и учреждений, которые вместе с моряками-черноморцами выполняли земляные работы, укладывали гранитные ступени наружных лестниц, возводили подпорные стенки. Своевременно поставлялись нам и необходимые материалы: столярные изделия, лепнина, поковки. Заслуга в этом прежде всего Евгения Николаевича Колобова, он заведовал тогда строительным отделом горкома партии и внимательно следил за тем, чтобы мы были обеспечены всем необходимым, координировал деятельность организаций, принимавших участие в строительстве кинотеатра.

Перед сдачей кинотеатра ребята из бригад М. Кабалина, Н. Назарова и М. Куртова двое суток не выходили из здания, устанавливая и крепя кресла в двух залах — красном и голубом. И 6 ноября 1949 года сюда пришли первые зрители. Кинотеатр «Победа» вступил в строй.

На следующий день перед началом праздничной демонстрации я встретила Проскурякова. Поздравив меня с днем Великого Октября, он сказал:

— Молодцы, в срок закончили работы. А ведь, если мне не изменяет память, кто-то утверждал, что это почти невозможно?

— Не помню такого, — рассмеялась я.

— Впрочем, возможно, я и ошибаюсь, — с улыбкой ответил Проскуряков».

…Несколько слов о том, что представляет, возможно, особый интерес для любителей истории города-героя и флота. Во-первых, отметим, что на стене у главного входа в кинотеатр и по сей день висит мраморная доска со словами В. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Однако до 1956 года справа висела еще одна доска с цитатой главного кремлевского киноведа И. Сталина. Она гласила: «Кино в руках советских людей представляет огромную неоценимую силу». То есть суть обеих цитат идентична, и сталинское определение роли кино в жизни не аморфных «нас», а конкретно — советского социума, надо полагать, появилось здесь, как говорится, для идеологического равновесия, а проще — для подстраховки спокойной жизни партийных бонз Севастополя.

Во-вторых, отмотаем «кинолетопись» строительства кинотеатра «Победа» на 65 лет назад и вспомним, что самым первым фильмом в кинотеатре «Победа», куда 7 ноября 1949 г., конечно же, повалили толпы народа, была знаменитая лента «Два бойца». Но справедливости ради отметим, что 6 ноября, исключительно для строителей кинотеатра и лучших представителей трудовых коллективов и моряков ЧФ, участвовавших а отделке здания, в красном зале «Победы» была организована демонстрация фильма «В шесть часов вечера после войны».

С вводом в эксплуатацию этого замечательного объекта культуры у жителей центральной части города-героя отпала необходимость в посещении севастопольского кинотеатра «Красный луч», и его уже в декабре 1949 года закрыли.

Остается добавить, что коллектив кинотеатра «Победа» всегда очень ревностно относился к своим обязанностям, многие севастопольцы отмечали высокий профессионализм киношников, их желание и умение периодически обновлять стенды в фойе своей «альма-матер», повествующие об истории возникновения Севастополя, эпопеях его двух героических оборон, о славных трудовых буднях восстановителей города-героя…

Это было, кстати, отмечено и руководством страны в особом порядке. 2 февраля 1952 г. министр кинематографии СССР И. Большаков в приказе премировал коллектив кинотеатра «Победа» по итогам Всесоюзного соцсоревнования за 1951 год. Случай, заметим, уникальный: по сложившейся традиции обычно награждались коллективы управлений кинематографии в целом, а тут — отдельный кинотеатр.

А, собственно говоря, почему отдельный? Севастополь с его неповторимым героическим колоритом всегда был на виду у нашей великой страны, и в сигнальных титрах виртуальной ретроспективной киноленты о славных делах и людях Отчизны наши потомки имя Севастополь неизменно увидят в первой пятерке городов — символов великой России…

На снимке: кинотеатр «Победа», весна 1971 года. Кое-кто из читателей «Славы Севастополя», возможно, узнает и себя…

Другие статьи этого номера