А паспорта все нет…

На прошлой неделе мы попросили наших читателей ответить на вопрос «Вы получили российский паспорт?» Выяснилось, что для многих людей эта процедура была или продолжает оставаться самой настоящей «головной болью».Валентин Дмитриевич Панасенко, узнав, что газета проводит опрос на тему получения российского паспорта, не позвонил, а пришел в редакцию. Мужчина принес копию решения суда и поделился своей историей:

— Моей жене, Валентине Дмитриевне, 78 лет. В Севастополе мы живем с 80-х годов прошлого века. Но в годы «украинизации» города пришлось ей перепрописываться в Николаеве, чтобы было проще оформить наследство. Так и осталось…

После событий «русской весны», как только стал понятен необходимый алгоритм действий, мы обратились в суд по установлению факта постоянного проживания жены на территории города Севастополя. В начале сентября суд удовлетворил заявление. Следующим этапом в оформлении российского паспорта стало наше обращение в органы ФМС. Очереди там, хочу вам сказать, просто сумасшедшие. Жена в силу возраста и по состоянию здоровья не может в них стоять, да и я немногим сильнее.

Талон на подачу документов, который таки удалось нам получить, выдан аж на начало февраля. Как же так? Обещали документировать севастопольцев до конца этого года. Собрался я было сходить на прием к начальнику. Но чтобы попасть на беседу с руководителем службы, тоже пришлось получать талон. День приема — 10 декабря. Стоит ли говорить, что сил и нервов на все эти процедуры попросту не хватает? Вот я и решил поделиться с вами тем, чему стал свидетелем. Сам я получал паспорт в мае. Тогда особых проблем не было. Паспортисты вели прием в школе, в нашем районе. Но сегодня таких условий нет.

— Я благодарна газете, что могу поделиться своими переживаниями. Сейчас, слава богу, все позади, — сказала дозвонившаяся в редакцию Ольга Евгеньевна, проживающая на улице Ивана Голубца. — Моему сыну в сентябре исполнилось 14 лет, и по закону РФ он обязан был получить свой первый в жизни паспорт. Сначала пришлось отстоять огромную очередь в рэпе, чтобы получить справку о месте регистрации. Списки желающих составляются заблаговременно. Затем я пошла в паспортный стол Ленинского района, что на улице Воронина. Оказалось, там тоже ведутся списки. Люди занимают очередь с ночи. Накануне приемного дня я пришла к воротам паспортного стола в полвторого ночи и уже была по списку 29-й. Домой возвращалась пешком — общественный транспорт не ходит. Спать легла в 4 утра. Проснувшись, — снова к заветным воротам.

В тот день подать документы не удалось. Прием закончился на 25-м номере. Но люди не расходились. После закрытия паспортного стола инициативной группой было принято решение создать новый список и переместить в него тех, кому не посчастливилось. Мы назначили время переклички и расписали дежурства на всех с вечера в ночь и до утра, чтобы исключить возможность возникновения «параллельных» очередей. Такое решение оказалось удачным. Теперь по списку мы с сыном стали третьими. Волновались (такая уж там атмосфера), пока паспортистка, заполнив формуляры, не сказала, что приходить нам следует через месяц за получением заветного документа. Итог: несколько бессонных ночей, нервотрепка, несколько упущенных рабочих дней. Хочется спросить: неужели нельзя по-другому организовать работу паспортных столов?

Прием документов ведется всего три раза в неделю по три часа. Было очень неловко, когда, например, на прием хотел попасть инвалид — пожилой мужчина едва передвигался на костылях. Но его не пропустили. Люди, дежурящие сутками, оказались недостаточно сердобольными. У каждого из них свои, «исключительные» обстоятельства. А ведь был период, когда те же четырнадцатилетние могли подавать документы на паспорт приходящим сотрудникам ФМС в школах. Я думаю, город поспешил отрапортовать «наверх», что проблемы паспортизации в Севастополе не существует.

— За последние полгода я дважды получила российский паспорт, — поделилась своим опытом студентка СевНТУ Наталья. — Первый раз — в мае, когда удалось подать документы на предприятии, где работают родители. Представители ФМС тогда еще выезжали в организации. И совсем недавно, когда мне исполнилось 20 лет и выяснилось, что паспорт надо менять снова. Только во второй раз я несколько дней простояла в очереди, дежурила по ночам.

— Мне 83 года. По состоянию здоровья из дома не выхожу. Российский паспорт пока так и не получила, — поделилась своими волнениями З.А. Григорьева, жительница Балаклавы. Моя дочка трижды ходила в районный паспортный стол. Ей отвечали: «Пускай бабушка сама приходит». Я звонила в отделение соцзащиты, в ветеранский совет, в райадминистрацию. Пыталась узнать: неужели к таким, как я, немощным старикам, представители ФМС на дом не приходят? Вразумительного ответа так и не получила. Проблема осталась не решена. Сказали так: ваши данные будут переданы в миграционный отдел. Ждите. Так сколько мне, люди добрые, ждать?

— Мои документы дочь отвозила на пр. Генерала Острякова, 15, — рассказала свою историю Н.Д. Еременко, проживающая на улице Репина, 12. — Мне 85 лет, сама я самостоятельно передвигаться по городу не могу. Документы мои у дочери приняли, но сказали, что паспорт привезут на дом в такие-то сроки. Уже месяц прошел, как обещано, а паспорта все нет. Ждем.

— Я получила российский паспорт, все мои знакомые и родственники — тоже, — говорит пенсионерка Н.Н. Евстигнеева. — Но хочу вас спросить: а что делать с украинским документом? Он у меня лежит дома, ждет не знаю чего. В газете писали: пусть хранится. Вот я и храню. Хотя он мне, признаться, не нужен…

— Я живу в Севастополе уже 10 лет, — позвонил А.Г. Котов. — Имел вид на жительство на Украине. Теперь мне дали вид на жительство в России, а паспорт не дают. Говорят: вы — гражданин белорусского государства, откажитесь от него. Мне вообще-то уже 83 года. Есть проблемы со здоровьем. Ну не по силам мне все эти пертурбации. Что делать-то? Я военный пенсионер. Есть много мест, где сейчас требуют российский паспорт. Попал я меж двух бюрократий, не знаю, как выберусь.

…Можно было бы привести еще немало телефонных обращений. Люди, попавшие в непростые обстоятельства, пытаются получить через газету совет. Но мы, журналисты, не можем знать все тонкости работы Федеральной миграционной службы. Факт налицо: необходим доступный для населения единый консультационный центр, куда можно было бы дозвониться или достучаться. Дело же все-таки государственной важности.

* * *

Предлагаем нашим читателям очередной «Вопрос в лоб»: «КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ПРОДУКТОВЫЙ АССОРТИМЕНТ В МАГАЗИНАХ, НА РЫНКАХ?»

Ответ на него можно дать в пятницу, 14 ноября, с 13 до 14 часов по телефону 54-49-34 или прислать по электронной почте (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 17 ноября.

Другие статьи этого номера