Дуэль на ереванском «Раздане»: в Севастополе и Крыму есть потерпевшие

Чудны дела твои, Господи! В этом убеждаешься сегодня чуть ли не ежедневно, знакомясь с информационным массивом, выплескиваемым на наших сограждан. Порой и рядовой обыватель, и солидный бизнесмен, и серьезный политик теряются в этом медиа-море. На днях Интернет запестрил комментариями по поводу «информационной бомбы», разорвавшейся в Севастополе. После ознакомления с ней и сопоставления фактов, которые известны не понаслышке, мне вспомнился анекдот из серии «Армянское радио». Анекдот этот известен многим, подается он в разных интерпретациях, но я на всякий случай изложу его в таком виде.

В редакцию Армянского радио поступил вопрос: «Правда ли, что перед футбольным матчем, проходившим на ереванском стадионе «Раздан», в котором «Арарат» выиграл у итальянской «Ромы» со счетом 5:0, Ашот Манукян выиграл в лотерею автомобиль «Волга ГАЗ-24»?

Армянское радио ответило: действительно, факт имел место, но при этом события развивались несколько по-другому. Во-первых, «Арарат» не выиграл, а проиграл со счетом 5:0. А Ашот Манукян не выиграл, а проиграл. И не в лотерею, а в карты. И не «Волгу», а авторучку…

Данный анекдот вспомнился мне не случайно. В информации, распространенной на днях в СМИ, говорилось о том, что заместитель губернатора — директор департамента социальной политики правительства Севастополя Александр Геннадьевич Пушкарев якобы запретил в городе премьерный показ фильма «Дуэль», который относится к жанру исторического фэнтези. Судя по распространенной в СМИ информации, А. Пушкарев, не видевший фильма, сразу дал нелицеприятную оценку детищу кинематографистов. В результате авторам фильма во всем городе, мол, было отказано в аренде помещения. Итог: фильм демонстрировался в «доброжелательном» Симферополе…

Получилось, как всегда: главное — запустить «дурочку», а уж она обрастет всякими разными подробностями. Прием, в общем-то, в современной журналистике известный. Судя по последующим материалам, заполонившим Интернет, оказалось, что замгубернатора — «не на своем месте», да и вообще он по своим качествам не соответствует уровню решаемых задач, потому что «бывший военный», да еще и контр-адмирал… Да и непонятно, в сущности, знаком ли он с творчеством Пушкина и Лермонтова. Чего уж о фильме-то говорить, сработанном в современной манере… В общем, пошло-поехало.

На самом деле все было не так, как кому-то хотелось показать. Суть, коротко говоря, заключалась в том, что заместитель губернатора ничего не запрещал, а просто сказал о том, что за аренду зала для демонстрации фильма нужно заплатить. Только и всего. Но в нашей жизни, очевидно, очень действен принцип: тот, кто первым скажет «гав!», тот всегда и будет прав. Комментарии и «оправдания» замгубернатора были никому неинтересны.

Однако, как говорится, Бог шельму метит, и по его воле правда расставляет все на свои места. К счастью, в журналистских кругах есть настоящие профессионалы, которые не рубят сплеча, не грешат перед своей совестью и благодарными читателями. В «Аргументах недели — Крым» появилась следующая публикация, которую стоит привести полностью, без купюр и правки текста:

«ДУЭЛЬ». ФИЛЬМ, ЗА ПРОСМОТР КОТОРОГО ЗРИТЕЛЯМ НАДО ДОПЛАЧИВАТЬ

«Дуэль» запретили к показу в Севастополе. Сразу стало интересно почему, потому и оказался я в симферопольском кинотеатре «Космос».

Часовая пресс-конференция, на которой авторский коллектив картины поносил бывшего зама Черноморского флота, а ныне заместителя губернатора Севастополя господина ПУШКАРЕВА (того самого, что фильм запретил), проходила в духе явной симпатии журналистов и кинематографистам. То есть журналисты, еще не видевшие кино, считали ПУШКАРЕВА плохим, потому что ПУШКАРЕВ, не видя это же кино, решил, что оно плохое. «Чума на оба ваши дома!» — сказал бы снова Шекспир, если бы не умер раньше.

О чем фильм? А ни о чем. Почти три часа тоскливого «ниочёма». Это я вам, как зритель, говорю.

А ПУШКАРЕВ был прав! Пьющий, кривой на один глаз, хромой, скрюченный и выживший из ума ПУШКИН — такой поэт нам действительно не нужен. Да и престарелый ЛЕРМОНТОВ, пышущий подростковым максимализмом, несимпатичен.

И всё это мрачное и беспросветное жизнеописание страны явил нам режиссер, заявивший, что он немодный в международной кинематографической среде, потому что… не гнобит Россию. «Не гнобит?!» — раз сто хотелось крикнуть, глядя на идиотизм, халатность, приспособленчество, словоблудство энд интриганство, подающиеся с экрана как неотъемлемая часть российской действительности, как ее суть. А сверху это, как водится, сдобрено патриотизмом и духовностью.

«Обратите внимание, — предвосхищал события режиссер, — как прописан звук горящих свечей!». На деле же выяснилось, что уникальность эта удивительно похожа на звук заезженной пластинки. «А! — догадывался я. — Этот звук заезженной пластинки и есть, видимо шум, выдаваемый за потрескивание свечей».

Как зритель хочу посоветовать режиссеру впредь быть более сострадательным к зрителю, чтобы явное отсутствие у автора краткости изложения не рождало подозрений в отсутствии брата у этой сестры».

По поводу случившегося можно было бы еще порассуждать и многое сказать. Делать этого, наверное, нет особой нужды, но все-таки есть смысл в том, чтобы отметить: среди пишущей братии есть разные люди, в том числе падкие на сомнительные сенсации и имеющие жизненную потребность поковыряться в чьем-то грязном белье. Увы, немало и тех, кто в любое время готов выполнить социальный или иной заказ. Отработаны и шаблоны пиар-ходов. К примеру, чтобы на небосклон эстрады взошла новая «звезда», нужны не голос и душа, а показ длинных ног, пирсинг на губах и иных частях тела. Видимо, «деятелям» от современного кино нужен был скандал. В нем тема Севастополя в любом случае выигрышна, пнуть одного из руководителей представительной власти нынче тоже стало модным, не забыв упомянуть о том, что он «из бывших военных», да еще в адмиральских погонах…

Конечно, от таких «сценариев» никто не застрахован. Подобного рода скандалы, конфликты, эксцессы наверняка будут, а возможно, уже готовятся в данную минуту. Кто-то на такую «клубничку» и «клюкву» поведется, но, как мне представляется, все-таки большинство потребителей информации — люди думающие и совестливые. Которым дороги Пушкин и Лермонтов. Настоящие, а не из фэнтези.

Сергей ГОРБАЧЕВ, председатель Союза журналистов Севастополя.

Другие статьи этого номера