У природы нет плохой погоды?

ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ И АВТОСТРАХОВЩИКОВ — ЕСТЬ.
Зима уже не за горами, а это значит, что количество автомобильных аварий на дорогах значительно увеличится. Как правило, водители до последнего тянут с «переобувкой» своих авто, а кто-то и вовсе не меняет резину. В Крыму, в одном из самых теплых регионов в России, такая практика — и зимой и летом использовать летнюю резину — и вовсе довольно распространенная. А ведь и здесь зимой погода иногда лютует. А ее капризы — это ДТП, жертвы и, соответственно, повышенная нагрузка на страховщиков, которые продают полисы «автогражданки» и отвечают за ошибки водителей.ВНИМАНИЕ: ПОГОДА!

— Я прекрасно помню, как несколько лет назад у нас была просто ужасная погода зимой: очень холодно, на дорогах жуткий гололед, детей даже в школу не возили — очень опасно было, — рассказал Михаил из Нового Света.

По его словам, на дороге между Новым Светом и Судаком фуру, под завязку груженную продуктами, на крутом повороте в гору повело на скользкой дороге, и машину стало медленно сносить к обрыву. Только благодаря счастливой случайности и опытности водителя катастрофы удалось избежать. Хотя единственная дорога, соединяющая Новый Свет с Судаком, через который можно выехать на трассу, была на долгое время парализована.

— На водителя было просто страшно смотреть, — вспоминает Михаил. — Когда он вылез из машины, поседел, наверное. Еще немного — и улетел бы в пропасть. И дорога одна — другого-то пути к нам нет!

Эта история закончилась благополучно. А сколько каждый год летальных случаев именно по причине плохих погодных условий? По статистике, около трети всех автомобильных аварий в год происходит именно при неблагоприятных погодных условиях. Но даже не «неожиданно» пришедшая зима или заставший врасплох дождь является главной причиной ДТП, а неосведомленность водителей и пешеходов о влиянии капризной погоды на безопасность дорожного движения. То есть водители не меняют манеру езды для адаптации к неблагоприятным погодным условиям, а пешеходы не принимают дополнительных мер для обеспечения собственной безопасности.

Чтобы снизить количество аварий, когда «погода шепчет», Госавтоинспекция и Российский союз автостраховщиков запустили по всей России — в том числе и в Крыму — широкомасштабную социальную кампанию по безопасности дорожного движения — «Прогноз безопасности!».

Как показывают многочисленные социологические опросы, около 70% водителей прекрасно понимают, что в ненастную погоду нужно снижать скорость движения, использовать противотуманные фары, сократить по возможности число перестроения из полосы в полосу и принимать другие меры безопасности. Понимать — понимают, а используют редко.

Да и пешеходы в 80% случаев в условиях тумана, например, ведут себя так же, как при ясной погоде, не задумываясь о том, что водители их просто могут не заметить. Повышенную внимательность и осторожность проявляют лишь 9%, а светоотражающие элементы используют не более 5%.

Акция «Прогноз безопасности!» как раз направлена на то, чтобы научить и водителей, и пешеходов правильно себя вести на дорогах с поправкой на погодные условия, считаться с которыми, к сожалению, заставляет лишь личный,

как правило, негативный опыт. Дождь, снег, град, туман, гололед, резкие перепады температуры — все эти явления провоцируют резкий скачок количества дорожно-транспортных происшествий. В нашем регионе это особенно актуально — горные серпантины, крутые повороты и узкие улочки не добавляют безопасности на крымских дорогах.

РОССИЙСКИЙ ПОЛИС ИЗБАВИТ ОТ КОНФЛИКТОВ

Приход «неблагоприятного» сезона напрямую касается и страховых компаний, которые несут ответственность за водителей — виновников ДТП. Но только в том случае, если участник аварии застрахован по договору ОСАГО или «Зеленой карты» (международная система страхования автогражданской ответственности, работающая и в России).

В Крыму до конца этого года действует переходный период, когда водители полуострова могут оформить полис ОСАГО на льготных условиях. Далеко не все автовладельцы уже решились сменить свой украинский полис «автоцивилки» на российскую «автогражданку», предпочитая тянуть до последнего. Украинские полисы в Крыму пока действуют, но компенсации по ним можно получить не в каждом страховом случае.

— Все украинские страховщики, которые работали в Крыму, все до единого ушли с рынка, — рассказал начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов. — Поэтому выплаты по таким полисам взял на себя РСА. Но мы компенсируем лишь ущерб за вред, нанесенный здоровью или жизни.

То есть за ущерб имуществу по украинскому полису, оформленному до 2 апреля 2014 года и действующему до конца своего срока, Российский союз автостраховщиков компенсации не выплачивает. Более того, если где-то еще на территории Крыма предлагают купить украинские полисы, делать этого нельзя ни в коем случае: они не будут иметь никакой юридической силы и даже у сотрудников ГИБДД вызовут вопросы.

А в случае, если у виновника ДТП окажется полис старой украинской формации, между участниками происшествия могут возникнуть «разборки на месте» и нежелательные конфликты, поскольку невиновный водитель прекрасно понимает, что по страховке виновника он вряд ли что-то получит.

«СТАБИЛЬНОСТИ ХОЧЕТСЯ»

Крымские водители много лет существовали в таком режиме — «разобраться на месте».

— Очень хочется какой-то стабильности, — вздыхает Сергей из Судака, водитель с тридцатилетним стажем. — Я не могу сказать, что у меня аварии постоянные, но столько слышал от знакомых «веселых» историй. У нас дороги опасные, крутые, всякое может быть. А уверенности нет: случайно зацепишь кого-нибудь, а на тебя потом навесят неизвестно сколько расходов. Не страховая, а потерпевший. Люди-то разные! И все по старинке решают вопросы.

Украинская «автоцивилка» и правда работала на полуострове из ряда вон плохо: на рынке присутствовали не очень крупные страховщики, у которых периодически возникали финансовые трудности, что, естественно, отражалось на автовладельцах, которые не могли получить положенную им страховую выплату. Чтобы избежать таких проблем, нужно не затягивать и оформить российский полис ОСАГО, тем более что до конца года в Крыму действует переходный период, в течение которого заключить договор обязательной автогражданской ответственности можно на льготных условиях. Расчет стоимости «автогражданки» производится на основе базового тарифа с учетом нескольких коэффициентов: территориального, количества допущенных к управлению автомобилем водителей, возраста и стажа водителей, коэффициента мощности автомобиля, безаварийности и срока страхования. Основной коэффициент — территориальный — в Крыму один из самых низких в России и составляет 0,6 (в Москве он, например, равен 2). А коэффициенты безаварийности и мощности авто до конца года не берутся в расчет.

«КОРИДОР» ДЛЯ ТАРИФОВ

Оформить полис ОСАГО можно в 15 городах Крыма. А сам процесс занимает от силы 10-15 мин. До недавнего времени базовые тарифы в России были едины для каждого вида транспорта. В октябре Банк России ввел новую тарифную сетку, предусматривающую «тарифный коридор» для каждого вида автотранспорта, что позволит страховым компаниям самостоятельно определять размер базового страхового тарифа. Пока разница между минимальным и максимальным базовым тарифом невелика — всего 5%, но, по мнению экспертов, «это лишь начало, и сейчас это, скорее, политическое решение, но наличие «тарифного коридора» усилит конкуренцию, а значит, будет способствовать повышению качества обслуживания клиентов.

В случае ДТП убытки регулируются по простой и удобной схеме: приезжаешь в страховую компанию (предварительно записавшись, чтобы не сидеть несколько часов в очереди), подаешь необходимые документы, предоставляешь автомобиль на осмотр и ожидаешь в течение 20 дней положенной компенсации.

КРЫМСКИЕ ЦЕНЫ НА «ТО» ОПРЕДЕЛЕНЫ

Безусловно, на безопасность движения влияет и техническое состояние автомобиля. Именно поэтому существует такая обязательная процедура, как технический осмотр. Без диагностической карты, которая выдается после прохождения техосмотра, нельзя оформить полис ОСАГО.

Для водителей Крыма эта норма — прохождение ТО — пока не обязательна. Это еще одна преференция, действующая на время переходного периода, который скоро закончится. На Украине техосмотр отменили несколько лет назад, и водители отвыкли его проходить, но уже сейчас стоит изучить особенности этой процедуры по российским законам. Два года назад прохождение ТО в России было существенно облегчено, и теперь не доставляет никаких проблем водителям.

На днях и Совет министров Крыма на выездном заседании в Ялте установил предельную стоимость проведения технического осмотра транспортных средств. Так, стоимость ТО для владельцев транспортных средств категории М1 (перевозка пассажиров с количеством мест не более восьми) составит 510 рублей. Для категории М2 (перевозка пассажиров с количеством мест более восьми и масса ТС до 5 тонн) — 918 рублей. Для категории М3 (перевозка пассажиров с количеством мест более восьми и масса ТС более 5 тонн) — 1105 рублей.

Для грузовых автомобилей эта процедура обойдется от 544 до 1156 рублей, прицепов категории О1-О4 — от 425 до 748 рублей, мототранспортных средств категории L — 170 рублей, а городского наземного электрического транспорта — 850 рублей.

Уже сейчас на территории Крыма действует около тридцати операторов технического осмотра, тем более что для определенных категорий (в частности транспорта, перевозящего пассажиров и опасные грузы) прохождение техосмотра — обязательная процедура с 1 июля этого года. У остальных желающих заниматься этим бизнесом еще есть время до конца года — для получения аттестата аккредитации в Российском союзе автостраховщиков. Процедура несложная и быстрая.

Другие статьи этого номера