Госдума рассмотрела вопросы крымских СМИ и СЭЗ

ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПОДДЕРЖАЛИ СОЗДАНИЕ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В КРЫМУ.
Во вторник, 11 ноября, Государственная Дума Российской Федерации спустя две недели собралась на очередное пленарное заседание. В повестке дня имели место пять законопроектов, касающихся Крыма и Севастополя. Все они были рассмотрены и приняты в первом чтении.Два законопроекта, которые представил официальный представитель правительства — заместитель министра по делам Крыма Андрей Соколов, направлены на обеспечение создания свободной экономической зоны на территории Крыма сроком на 25 лет, который впоследствии может быть продлен. Это проекты законов «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Первый законопроект регулирует вопросы критерия и требований к потенциальным участникам свободной экономической зоны, процедуру получения статуса участника и возможность использования этого статуса для получения налоговых льгот, если они зарегистрированы в период до 1 января 2018 года. Участниками СЭЗ могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в санаторно-курортной сфере, в сфере туризма, сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслях экономики, портовой и транспортной логистики, судостроении.

Объем капитальных вложений в инвестиционный проект, реализуемый участником СЭЗ, в течение первых трех лет должен составлять не менее 100 млн руб., а если это субъект малого и среднего предпринимательства, то не менее 20 млн руб. При этом инвестпроект не может быть связан с нефтегазодобычей и оказанием услуг в данной сфере, а также с оптовой и розничной торговлей.

С принятием законопроекта устанавливаются особенности получения виз иностранными гражданами, прибывшими в Крым как с деловыми, так и с туристическими целями, активизируется привлечение высококвалифицированных специалистов. По словам Соколова, законопроект регулирует «вопросы особенностей изъятия земельных участников для целей и создания инфраструктуры на территории» Крымского федерального округа.

«В целом законопроекты направлены как на привлечение инвестиций в экономику Крыма, так и на адаптацию тех хозяйствующих субъектов, которые уже работают там сегодня в связи с существенным осложнением ситуации и взаимоотношений с Украиной, потерей контрагентов, существенным изменением логистической схемы доставки грузов и пассажиров», — подчеркнул Андрей Геннадьевич. «Законопроекты позволят адаптировать существующие предприятия к работе в новых российских условиях и существенно привлечь на более высоком уровне инвестиции в экономику новых субъектов Российской Федерации», — заключил бывший директор департамента особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов Минэкономразвития РФ.

В ходе обсуждения представитель фракции ЛДПР предположил, что принятие законопроекта «даст толчок для развития территории». «Единороссы» ратовали за сохранение льгот для предприятий, где работают инвалиды, а коммунисты предложили МинКрыму все предприятия Крыма просигментировать по принадлежности к отраслям промышленности и, открывая свободную экономическую зону, «провести инвентаризацию земли и собственности всего полуострова».

Стоит отметить, что накануне рассмотрения Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству предложил при подготовке законопроекта ко второму чтению рассмотреть вопрос о снижении требований к капвложениям со 100 до 30 млн и с 20 до 3 млн руб. соответственно. Соколов, отвечая на пленарном заседании на вопросы депутатов относительно возможности снижения пороговых значений, сказал: «Скорее всего, ко второму чтению согласимся с предложением комитета о существенном пересмотре этих порогов в сторону снижения».

Оба законопроекта при голосовании в первом чтении получили одинаковое количество голосов (по 438). На то, чтобы представить поправки к этим законопроектам, депутатам отведено пять дней.

Третий законопроект — «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», по оценке Соколова, это закон-спутник ранее рассмотренного законопроекта о развитии Крымского федерального округа. Он предусматривает налоговые льготы для участников свободной экономической зоны и для работающих там других хозяйствующих субъектов. Для первых устанавливаются льготы по земельному налогу, налогу на имущество и возможность применения повышающего коэффициента, но не более 2, по амортизационным отчислениям. Для вторых предоставляется возможность для региональных органов власти устанавливать ставку 0% по единому сельхозналогу в 2015-м и 2016 годах.

В этом законопроекте есть свои «белые пятна». Но они касаются лишь номера и даты принятия закона о СЭЗ, для которых в документе пока еще оставлены пробелы. Как и два предыдущих «зоновских» законопроекта, он в первом чтении набрал большинство голосов (439). Свои поправки к нему депутаты должны были дать до 18 часов 13 ноября.

К этому же времени они должны дать свои поправки и к двум законопроектам, касающимся крымских и севастопольских СМИ. Это проекты законов «Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и «О внесении изменений в статью 333-35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об освобождении от уплаты государственной пошлины отдельных действий на территории Крымского федерального округа). Оба были одобрены в первом чтении (первый набрал 436 голосов, второй — 441).

За что же проголосовали депутаты? Законопроектом и налоговыми поправками предусматривается, что до 1 апреля 2015 года распространение СМИ в Республике Крым и городе Севастополе, включая телерадиовещание, будет осуществляться на основании свидетельств о регистрации СМИ и лицензий на теле- и радиовещание, выданных госорганами Украины. До этой даты регистрация СМИ, продукция которых предназначена для распространения на этих территориях, и предоставление лицензий на теле- и радиовещание в Крыму будут осуществляться без взимания госпошлин. Ранее «переходный период» для севастопольских и крымских СМИ (регистрация и лицензирование) был рассчитан до 1 января 2015 года. Правительству же предоставляется право издавать постановления по вопросам правового регулирования отношений в области СМИ, в том числе в сфере осуществления телерадиовещания.

Кроме того, до 1 мая 2015 года предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины за предоставление лицензии на оказание услуг связи на территориях Республики Крым и города Севастополя в соответствии с постановлением правительства РФ, которым определяются особенности применения законодательства в сфере связи в данных регионах.

Другие статьи этого номера