Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери (1855 г.) возвращается городу. Встреча — 16 ноября

В Севастополь возвращается список образа Пресвятой Богородицы «Казанская». Икона была написана около 1855 года и предназначалась для отправки в действующую армию, обороняющую Севастополь. Образ находился в городе до 1920 года, его дальнейшая судьба до недавних пор оставалась неизвестной. В 2006 году совершилось обретение Севастопольского списка чудотворного образа Божией Матери «Казанская» в частной московской коллекции Виктора Бондаренко.ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, приуроченных к встрече Севастопольского списка образа Пресвятой Богородицы «Казанская» и годовщине Русского исхода (1920 г.):

8.30 — начало божественной литургии. Богослужение возглавит митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.

10.30 — встреча иконы у Свято-Владимирского собора в Херсонесе. Краткий молебен перед иконой. Подход к прессе. Переезд иконы к Владимирскому собору — усыпальнице адмиралов.

13.00 — встреча иконы у Владимирского собора — усыпальницы адмиралов. Начало традиционного крестного хода в годовщину Русского исхода (1920 г.) с иконой Божией Матери «Казанская».

13.30 — лития на Графской пристани.

* * *

Сквозь годы прошла величайшая отечественная святыня российского воинства

Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери. (Москва. Около 1855 г. Дерево, темпера, масло).

Обретение Севастопольского списка чудотворного образа Казанской Божией Матери в частной московской коллекции Виктора Бондаренко совершилось в 2006 году. Как известно, сама Казанская икона, которая вот уже четыре столетия является «державной заступницей» России, была похищена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году. Эта святыня запечатлена на черно-белой фотографии.

Севастопольский список Богородичной иконы является единственным, который сделан после поновления Казанского образа баронессой П.И. Строгановой в 1754 году.

На нижнем поле образа имеются две надписи, точно воспроизводящие текст с чудотворного подлинника. Первая: «7195 сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин», то есть царский иконописец Михаил Малютин, ученик великого Симона Ушакова, поновлял икону в 1687 году.

Вторая: «а сего 1754 года — паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова».

На оборотной стороне иконы приведен следующий текст: «Сия святая икона Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы (именуемой Казанскою) подлинная копия съ Иконы, находящейся въ Московском Казанском соборе. По окроплении Ея святою водою на престоле домовой церкви Московского митрополита и по изнесении Ея среди храма освящена молебнымъ пениемъ самимъ высокопреосвященнейшим Филаретомъ, митрополитомъ Московскимъ, августа 3 дня 1855 года, для отправления въ городъ Севастополь храбрымъ воинамъ российскимъ».

В кровопролитной Крымской (Восточной) войне в помощь русскому воинству жертвовались православные святыни. Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий в 1855 году произнес «Слово защитникам Севастополя при вручении им святых икон, присланных в благословение из разных мест России». Одной из наиболее почитаемых являлась Казанская, перед которой в своей домовой церкви молился за сражавшихся соотечественников святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский.

Вспомним дату, указанную на образе: 3 августа 1855 года. Надо сказать, что август, последний месяц 349-дневной героической обороны Севастополя, изобиловал событиями на театре войны. Тогда гарнизон Севастополя состоял из 48 тысяч человек: 29 тысяч военных под командованием генерал-лейтенанта С.А. Хрулева находились на Корабельной стороне города, и 19 тысяч — на Городской, под водительством генерал-лейтенанта К.Р. Семякина.

4 августа, на следующий день после освящения Севастопольского списка святителем Филаретом, произошло Чернореченское сражение с целью снятия осады города. Для атаки было выделено 58 тысяч человек и 272 орудия. Противник имел около 60 тысяч человек. Русские, атаковав позиции неприятеля на Гасфортовой горе и Федюхиных высотах, вынуждены были отступить, потеряв свыше 8 тысяч человек убитыми и ранеными. Эта битва ускорила подготовку противника к началу последнего штурма Севастополя 27 августа.

В сентябре 1855 года русская армия в Крыму насчитывала 150 тысяч человек, из которых 115 тысяч находились на Северной стороне и в окрестностях Севастополя — по линии, идущей вдоль северного берега Севастопольской бухты, через Инкерманские и Мекензиевы высоты к истокам Бельбека.

Русские войска оставались на Северной стороне до заключения Парижского мирного договора 18 марта 1856 года.

Казанская икона Божией Матери, написанная по благословению Первосвятителя Филарета, могла быть доставлена в Севастополь к середине августа 1855 года и перенесена отступающими войсками на Северную сторону. Там она, скорее всего, находилась в Петропавловской церкви, ставшей преемницей разрушенного в 1954 году госпитального храма на Корабельной стороне.

В 1857 году, после окончания Крымской войны, образ Богоматери поместили в главный гарнизонный храм во имя Святого архистратига Михаила. Здесь на литургиях молились великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, отпевали адмиралов В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова, после кончины Николая I войска присягали на верность Александру II.

2 августа 1855 года Михайловская церковь была разрушена прямым попаданием бомбы. Однако в 1857 году ее здание удалось полностью восстановить благодаря попечению купца Ивана Красильникова.

Видимо, Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери перенесли в Свято-Владимирский собор — усыпальницу адмиралов сразу после его освящения епископом Таврическим и Симферопольским Мартинианом (Муратовским) 5 октября 1888 года.

Подтверждением этого служит хранящаяся в Военно-историческом музее Черноморского флота литография, на которой изображен эскиз киота с надписью: «От семьи морской». История этого эскиза следующая. В 1891 году жены моряков Черноморского флота приняли решение преподнести поздравительный адрес в честь 25-летия супружеской жизни их императорских величеств, для чего был объявлен сбор денег. Неизрасходованные 333 рубля решили использовать на «сооружение иконы Казанской Божией Матери» для Свято-Владимирского собора на городском холме. Однако денег на изготовление киота не хватило, поэтому комитет жен объявил о добровольной подписке на устройство «в храме Святого Владимира теплого приюта с иконой, пред которой каждый член обширной морской семьи мог искренне возносить горячие молитвы о дорогих плавающих в случае нужды, горя, испытаний, так часто встречающихся в тяжелой жизни моряков, а также в радостные минуты счастья».

Эскиз киота заказали известному петербургскому архитектору академику А.М. Кочетову, по проекту которого возведено в Севастополе здание Музея Севастопольской обороны (ныне — Музей Черноморского флота РФ). Александр Мстиславович за свои средства установил киот для Севастопольского списка Казанской иконы Божией Матери в Свято-Владимирском соборе — усыпальнице адмиралов.

К счастью, Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери сохранен Господом для потомков. И 16 ноября 2014 года Фонд Всехвального апостола Андрея Первозванного передает на временное хранение в Севастопольское благочиние эту важнейшую святыню отечественного воинства — икону-реликвию героической обороны Севастополя 1854-1855 годов, свидетельство неусыпной молитвенной помощи Русской Православной Церкви защитникам города.

О. КОВАЛИК, член Союза писателей России.

В подготовке исторической справки принимали участие: замначальника по науке Военно-исторического музея Черноморского флота З.П. Богоявленская; завотделом Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя С.П. Гюнерфаут; ст. научный сотрудник Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Е.Н. Гавришева.

Другие статьи этого номера