Украинские транспортные компании сейчас работают только с юрлицами, оформляя их грузы в экспортном или импортном режиме. Поэтому к услугам рядовых крымчан теперь — исключительно российские перевозчики и доставка из России.Транспортные компании активно налаживают работу с Крымом, но пока осуществляют доставку только в крупные города полуострова. При этом ее сроки не всегда зависят от расстояния между отправителем и получателем. Груз, например, из Краснодара в Симферополь может сначала поехать в Москву. Цена, соответственно, в несколько раз выше украинской.
Компания «Ин-тайм» в очередной раз приостановила прием и отправку грузов в Крым порядка двух недель назад. «Деливери» не работает с физлицами с начала октября. Отправить посылку на полуостров могут только фирмы и предприятия — оформление грузов юрлиц идет согласно закону Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» с представлением полного пакета документов. Это значит, что все грузы, принимаемые к отправке, проходят таможенное оформление.
Еще в середине октября, после очередного перерыва, в «Ин-тайме» начали принимать от частных лиц посылки весом не более 10 кг и подняли тарифы на пересылку почти вдвое. Но спустя неделю работу с полуостровом приостановили. В «Деливери» вообще предложили дождаться начала ноября, когда ситуация, по мнению представителей компании, может измениться.
Но бизнес не стал ждать и начал искать всяческие пути выхода из тупика. Те украинские интернет-магазины, которые еще не поставили крест на клиентах из Крыма, прибегли к услугам «своих» перевозчиков: товары в Крым они возят раз или два в неделю, в зависимости от заказов. Наценка к каждой заказанной вещи при этом составляет дополнительно 30-40 руб. Одесские предприниматели заказы крымчан передают маршрутками с рынка «7-й километр».
Между тем усиление контроля на границе с Украиной и постепенный уход из Крыма украинских перевозчиков сопровождаются активным развитием на полуострове сети представительств российских транспортных компаний. Чтобы сохранить местный бизнес и «бытовое благополучие граждан», они предлагают крымчанам налаживать новые хозсвязи с континентальной Россией.
«На данный момент из-за закрытия границ с Украиной разрушены хозяйственные связи крымчан, что ставит под угрозу сохранение местного бизнеса, а также бытовое благополучие граждан. Миссия компании «КИТ»: наладить в кратчайшие сроки новые хозяйственные взаимоотношения между крымчанами и бизнесом России», — говорится на сайте российской компании, которая уже обзавелась достаточно обширной сетью отделений в Крыму.
Представительства этой компании уже есть в Алуште, Армянске, Джанкое, Красноперекопске, Керчи, Евпатории, Феодосии, Симферополе, Севастополе и Ялте. Тарифы несколько выше привычных цен украинских перевозчиков. Минимальная стоимость доставки груза, например, из Краснодара в Симферополь или Севастополь — от 200 руб., в Керчь — от 300 за отправление с минимальным весом. Еще несколько недель назад посылка, отправленная в Керчь с материка, могла обойтись всего в 60 руб., после повышения тарифов — максимум в 150.
Еще выше расценки у «M-ТрансЛайн». Небольшую посылку весом полкилограмма из Краснодара компания доставит в Симферополь за 400 руб., в Севастополь — за 500. Примерно столько же стоит и доставка из Москвы. Гораздо выше тарифы на грузоперевозки по Крыму. За расстояние в сорок пять километров от Симферополя до Алушты перевозчик берет 1600 руб., за перевозку из Симферополя в Керчь (209 км) — 4550 руб.
«Вы живете в Краснодаре, Новосибирске, Дербенте, Ростове-на-Дону, Москве, Махачкале или другом городе? Ваше местонахождение не имеет значения! Отовсюду, где есть офисы нашей компании, будут ежедневно выезжать автофуры в крымские города. Поэтому вы можете рассчитывать на скорейшую доставку вне зависимости от того, сотрудничаете ли вы с бизнес-партнерами в этом регионе или отправляете подарок родственнику», — говорится в рекламном обращении к клиентам на сайте компании.
Компания «НЛС — новые логистические системы» за доставку небольшого пакета размером 20 на 15 см, шириной 2 см и весом 300 г берет минимальную цену — 895 руб. Причем, по словам представителя компании, совершенно не обязательно, что груз, отправленный в Керчь из Краснодара, до получателя доберется раньше, чем из Москвы. Оплата — только наличными. Наложенного платежа нет. Это правило компании. На вопрос, почему нет прямой доставки из Краснодарского края в Крым, представитель компании ответила, что «не владеет информацией».
Услугами российских перевозчиков уже воспользовались некоторые крымские автомобилисты. На форуме автолюбителей можно найти ссылки и отзывы о работе тех или иных транспортных компаний. «Я пользовался «Транскарго». Заказывал колёса из Краснодара. По времени заняло около недели, там ещё с праздниками совпало. Уже довольно много транспортных компаний в Крыму начало работать», — пишет форумчанин.
В то же время не всех крымчан устраивают цены российских перевозчиков. Керчанка Елена, узнав, что небольшая посылка из Краснодара обойдется ей в 900 руб., просто прибегла к услугам водителя рейсового автобуса, заплатив ему 400. «Да ужас! Сестра передала лекарство и банку варенья. Оно вышло просто золотым по таким ценам!» — возмутилась женщина.
Еще дороже стоят услуги компании-перевозчика «Гарантпост». Согласно калькулятору на сайте фирмы, доставка из Москвы в Симферополь будет стоить 1099 руб., а вот из Краснодара в Симферополь — уже 1534.
Раньше всех работать в Крыму начала «Почта России». Посылка из Москвы в Крым весом до 1 кг будет стоить 600 руб., столько же — из Краснодара. Это без учета упаковки и наложенного платежа. Но за 5-килограммовое отправление придется выложить уже все 840 руб. и 1040 руб. — если получатель находится в отдаленном населенном пункте полуострова.
Самым «вменяемым» по ценам перевозчиком крымчане называют «Быструю почту». «Воспользовался их услугами. Если «склад — склад», например в Ростов, пачка документов обошлась всего 40 руб.», — говорит житель Симферополя Андрей Белогорцев.
Отдельным циркуляром установлены сроки прохождения внутренней ускоренной почты ЕМS из российских регионов в Крым. Минимальный срок прохождения — два дня в зависимости от региона (например из Москвы), максимальный — 15 (с Байконура). Частные отправления по факту находятся в пути не меньше недели, поэтому многие российские интернет-магазины предупреждают: отправим почтой, если готовы ждать, пишут «Новости Крыма».