В афише театра имени А.В. Луначарского появился новый спектакль — «Эмма и адмирал». И я считаю это хорошим поводом поговорить о севастопольской культуре, флагманом которой традиционно для нас являлся академический драмтеатр имени А.В. Луначарского.В последнее время под натиском важных событий — политических и экономических — севастопольская культура как будто бы сделала шаг назад, деликатно уступив дорогу переменам. Ее место немедленно заняла торговля, завлекая в свои рекламные сети алчущих рискованных развлечений, главным образом, молодых севастопольцев. Сформировалось «общество дешевого потребления», а вместе с ним пришли его болезни — жестокость, наркомания, бескультурье… И это падение трудно удержать экономическими или силовыми способами. Единственный испытанный путь — поставить еще выжившие культурные учреждения города во главу угла. Их важность становится понятной только тогда, когда они, всегда трагически, закрываются. Большой город, такой как Севастополь, без них неминуемо сползает в Гарлем.
Итак, театр, наш городской театр, который, слава Богу, еще пытается жить и дышать, выпустил премьеру. Мне удалось прочитать только одну публикацию на эту тему — в «Литературной газете». А ведь «Эмма и адмирал» — значительное культурное событие для города, который привык потреблять, но как-то разучился производить. Тем ценнее для нас то, что создано севастопольцами. Впрочем, участие в премьере принимал и вполне московский художник Борис Бланк, творивший когда-то вместе с Любимовым в Театре на Таганке, оставивший достойный след в еще советском кинематографе. К слову сказать, это далеко не первая работа Бланка вместе с режиссером Владимиром Магаром.
Грандиозные красочные, почти оперные декорации «Эммы и адмирала» представляют собой большой корабль со стреляющими пушками, с почти настоящими парусами и мачтами… Но, как часто бывает у Бланка, из-за корабельных снастей видны дворцовые люстры, придающие действу театральность, вызывающие у восхищенного зрителя игру воображения, которая поддерживается видеофрагментами из выступлений «Битлз», проецируемыми прямо на декорации. Это световое движение оживляет всю грандиозную конструкцию, в которой очень органично существуют блистательные артисты нашего театра.
«Почти мюзикл» — написано в рекламе. И мы узнаем мелодии «Битлз» в симфоджазовой обработке, которые поют артисты. Можно что угодно говорить об их вокальных возможностях, но я видела зал, взрывающийся аплодисментами после каждой «арии» или «дуэта», которых в спектакле более десятка.
История Эммы Гамильтон — незаурядной девушки из низов общества викторианской эпохи, ее замужество с лордом Гамильтоном, странная дружба с неаполитанской королевой и, наконец, роковая любовь к герою Англии, генералу Нельсону, — достойная тема для театрального исследования. Пусть и в легком жанре, но как иначе завести разговор с нашим современником о чести, долге, достоинстве, жертвенной любви? Чтобы эти слова не звучали как «стертые монеты у менялы». Театр попытался это сделать, рассказав легенду о леди Гамильтон и воздействуя больше на эмоциональную сферу своего зрителя через музыку и красоту театральной иллюзии.
В спектакле, удивительно цельном и хорошо сбалансированном, несмотря на изобразительную пышность, нет ничего лишнего. Эмма в исполнении новой актрисы театра Татьяны Сытовой, не имеет ничего общего с традиционными юными героинями. Эмма Татьяны Сытовой харизматична, сильна, независима, она обладает той энергией молодости, перед которой не могут устоять ни герои пьесы, ни зрители. Кроме того, у нее удивительный голос. Роль Горацио Нельсона исполняет Виталий Таганов. Их прощальный дуэт — один из самых эмоционально сильных эпизодов спектакля. Роль классического героя Виталий Таганов наполнил своей фонтанирующей энергетикой. В результате его Нельсон стал человеком отчаянным, сгорающим, как факел. Появилась подлинность, ведь речь идет о герое Англии, неистовом Нельсоне, победившем Наполеона в морских баталиях.
Прекрасные актерские работы у Николая Филиппова в роли Гамильтона, Александра Порываева, сыгравшего повесу — юного лорда, удивительна Каролина — королева неаполитанская в исполнении Аллы Салиевой, убедительны и блистательны раскованной игрой Александр Красложенюк — доктор, Андрей Бронников — Шеридан, Илья Спинов — художник Ромни, Евгений Овсянников — капитан Харт.
Спектакль оказался настолько удачным, что дирекция Владимирского театра пригласила Владимира Магара сделать подобную постановку на сцене своего театра. На сайте Владимирского театра 12 декабря объявлена премьера спектакля «Эмма и адмирал» в постановке Владимира Магара.
Похоже, все-таки нам есть чем поделиться с российскими коллегами. Это значит, что Севастополь входит в российское культурное пространство не как потребитель, а как полноправный партнер, которому есть что показать и есть чем обменяться.
Фото автора.